Heeding the voice of the prophets

Становление и развитие пророческого служения происходило в тесной связи с рождением и последующим ростом ветхозаветной Церкви. В истории ветхозаветной Церкви можно выделить определенные этапы, которые связаны с последовательностью исторических заветов.

Первые два периода этой истории, связанные с историческими заветами — с Ноем и с Авраамом — можно считать еще «зародышевыми». Церковь существует, она растет, но пока она практически невидима миру. Поэтому и пророческие служения этих периодов как бы скрыты от глаз мира.

Пророческое служение Авраама имело огромное, уникальное и неповторимое значение. Его роль в истории Церкви невозможно переоценить. Но проявилось оно только тогда, когда исполнились пророческие обетования, данные Господом Аврааму: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.5–6).

Только с появлением множества потомков Авраама, объединенного в народ (но не как этнос, а как народ Божий, Церковь завета), наступает новый, видимый уже всему миру этап её жизни. И, соответственно, наступает новый этап пророческого служения. Народ, в той мере, в какой он является Церковью, нуждается в изъявлении воли Божьей «здесь и сейчас». Иными словами, ему необходимо видимое пророческое служение. Смысл этого церковного служения наиболее четко был выражен в книге пророка Иезекииля: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез 33.7).

Поэтому церковное служение пророков Божьих до заключения Синайского Завета можно сравнить с посеянным семенем, которое упало в разные места — что‑то погибло, а «иное упано на добрую землю и дано плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк 4.8).

Ранние пророки, в том числе Енох, совершали свое служение без всякой надежды увидеть плоды своих трудов. Они как бы исполняли древнюю заповедь «Отпускай хлеб твой по водам» (Еккл 11.1). Как и Евангельская притча о сеятеле, эта заповедь Экклезиаста имеет ярко выраженный пророческий смысл.

Но наибольшей активности служение пророков достигло после заключения Господом завета с Давидом, имевшим ярко выраженный мессианский смысл. Исполнение этого завета для ветхозаветной Церкви было наиболее трудным, так как очень нелегко было уяснить этот смысл, пожертвовать ради него национальными, политическими и иными ценностями, вплоть до государственной независимости. Именно в этот период служение пророков становится центральным в жизни народа Божьего.

Поскольку все пророки Божии служили Церкви, они, независимо от времени, связаны между собой. Их служения — как звенья огромной цепи, проходящей через все столетия, смысл которой может быть открыт только тогда, когда в мире появляется центральное ее Звено, истинный Пророк, воплотивший совершенное пророческое служение. Об этом очень ярко писал автор послания к Евреям: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр 11.38–40).

Только с достижением Церковью полноты, когда Отец послал Ей Святого Духа через воскресшего Сына, служение ветхозаветных пророков достигло своего совершенства.

Итак, как пророк не может не служить Церкви, так и Церковь не может жить без пророческого служения.

6.4. Синергичность служения пророка

Вопрос авторства пророческого слова, как и вопрос авторства различных книг Священного Писания, всегда волновал многих, внимавших и внимающих ему. В какой мере это слово Самого Бога и в какой — слово человека–пророка?

Проблема эта невероятно важная и острая во все периоды истории как ветхозаветной, так и новозаветной Церкви. Ее решение имеет прямое отношение не только к богословию, но и к духовной практике верующих людей.