Heeding the voice of the prophets
Подлинное взаимодействие божественного и человеческого в пророческом служении всегда синергично, т. е. ело- во Божие и слово человеческое соединяются в пророчестве по формуле Халкидонского догмата «неслиянно и нераздельно, неслитно и неразлучно».
Иными словами, пророческая воля Господа изъявляется в этот мир через личность человека — пророка, который является не просто ее проводником, а, в какой‑то мере, «соавтором». И голос пророка во всей его неповторимости соединяется с голосом Божьим так, что отныне разъединить их нельзя. При этом голос Божий никогда не заглушает голос человеческий. Голос пророка сохраняется во всей его человеческой неповторимости в его служении Господу.
Для внимательного читателя пророческих книг не составляет труда различить уникальный голос того или иного пророка даже в текстах схожих обличений, например, нечестия идолослужения.
Это становится возможным совершенно парадоксальным образом: вступая на путь пророческого служения и полностью забывая о себе, человек обретает неповторимость личности и уникальность звучания собственного голоса.
Для настоящего пророка Божия невозможно не возвещать Его волю, даже когда это опасно для его жизни, для его репутации. В книге Иеремии есть поразительное по откровенности и мужеству признание пророка о его попытке отказаться от пророчества. «Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — крину о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеянш. И подумал я: *не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер 20.7–9).
Господь зовет пророка к служению. Как пророк не может жить и нести слово Божие в мир без Самого Господа, так и Бог, по Своему удивительному снисхождению, желает свободного соработничества человека–пророка. В определенном смысле Бог «нуждается» в сотрудничестве человека.
Эта тайна была когда‑то открыта пророку Амосу, который от изумления сказал об этом возвышенными стихами: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не пойман,? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли, с земли, петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли, в городе труба, — и, народ не испугался бы,? Бывает ли, в городе бедствие, которое не Господь попустил, бы,? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей, тайны, рабам Своим, пророкам» (Ам 3.3–7).
По Своему всемогуществу Господь мог бы возвещать Свою волю непосредственно в этот мир, минуя волю и личность человека. Однако, обретя «плоть слова человеческого», слово Господа становится возможным для восприятия людьми.
Итак, пророческое служение возвещения воли Божьей в этом мире синергично по своей природе — как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви.
6.5. Диалогизм пророческого слова
Пророчество по своей природе всегда диалогично. Бог, открывая Свою волю пророку, ждет от него ответа. Этот ответ может быть гораздо сложнее простого «Да» или «Нет», согласия или отвержения воли Божьей. Писание приводит много примеров, когда пророк спорит с Господом, просит за народ Божий, ходатайствует за кого‑то, задает Господу вопросы, недоумевает и так далее. Иными словами, Бог и пророк всегда ведут диалог.
Один из первых таких диалогов пророка и Господа, приводимых в Писании — это знаменитое ходатайство Авраама за город Содом. Начав с пятидесяти, Авраам умолил Господа пощадить город ради десяти праведников (Быт 18.17–33). Самое удивительное в этом диалоге — его начало: «И сказан. Господь: утаю ли, Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» (Быт 18.17). Господь открыт к диалогу и Сам выступает инициатором его проведения, Он желает и ждет вопрошаний Своего собеседника.
В гораздо более поздние времена уже Сам Господь призывает пророка искать хотя бы одного праведника, ради которого Он обещает отвести угрозу наказания народу Божьему: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» (Иер 5.1). Хотя в книге Иеремии ничего не говорится об исполнении пророком этого повеления Господа, нет сомнения, что он так и поступил.