Роман Владимирович Жолудь

Мужественные подвижники эти, утомленные временем и простой пищей, пожелали иметь чтонибудь и к услаждению. Впрочем, не говорили, как израильтяне и не роптали, подобно бедствовавшим в пустыне, после того как бежали из Египта, и говорившим, что лучше пустыни дли них Египет, который доставлял несчетное множество котлов и мяса, а также и всего прочего, чего нет в пустыне (Исх. 16, 3); потому что кирпичи и глина, по неразумию, были тогда для них ни во что. Напротив того, сколько они были благочестивее и какую показали веру! Ибо говорили: «что невероятного, если Бог чудес, Который богато пропитал в пустыне народ странствующий и спасающийся бегством, поливал дождем хлеб, посылал птиц, подавал пищу, не только необходимую, но и роскошную, разделил море, остановил солнце, пресек течение реки (а к этому присовокупляли они и другие дела Божий, потому что в подобных обстоятельствах душа охотно припоминает древние сказания и воспевает Бога за многие чудеса Его), что невероятного, продолжали они, если этот Бог и нас, подвижников благочестия, пропитает ныне сладкой пищей? Ибо много зверей, которые, избежав трапезы богатых, какая и у нас бывала некогда, скрываются в этих горах, много птиц годных в пищу летает над нами, которые желают их. И неужели они неуловимы, если Ты только захочешь?» – Так они взывали к Богу, и явилась добыча, добровольно отдающаяся в руки пища, самоприготовленное пиршество. Откуда вдруг взялись на холмах олени? И какие рослые, какие тучные, как охотно спешащие на заклание! Можно было даже догадаться, что они негодуют, почему не были вызваны прежде. Одни манили к себе ловцов, другие следовали за ловцами. Но их ктонибудь гнал или понуждал? – Никто. Не бежали ли они от коней, от псов, от лая и крика, от того, что все выходы, по правилам ловли, захвачены были молодыми людьми? Нет, они связаны были молитвою и праведным прошением. Известна ли кому подобная ловля в нынешние или прежние времена? И какое чудо! Ловцы сами были распорядителями лова, нужно было только захотеть им, и что нравилось, то взято, а лишнее отослано в дебри до другой трапезы. И вот внезапные приготовители пищи, вот благолепная вечеря, вот благодарные сотрапезники, имеющие уже начало исполнения надежд – в настоящем чуде! От этого стали они ревностнее и к тому подвигу, за который получили такую награду.

Таково мое повествование! Теперь ты, гонитель мой, удивляющийся легендам, рассказывай мне о богинях – звероловицах, об Орионах и Актеонах – несчастных овцах, об олене, заменившем собою деву[1], рассказывай, если честолюбие твое удовлетворится и этим, что повествование твое примем не за легенду. А продолжение сказания весьма гнусно, ибо какая польза от такой замены, если богиня спасает деву, чтобы она научилась убивать странников, в воздаяние за человеколюбие научившись бесчеловечности?

Рассказанное мною происшествие есть одно из многих, и оно, как рассуждаю, одно стоит многих. А я описал его не с тем, чтобы прибавить нечто к славе Василия. Море не имеет нужды, чтобы вливались в него реки, хотя и вливается в него множество самых больших рек, так и восхваляемый ныне не имеет нужды, чтобы другие привносили чтонибудь от себя к его светлой славе. Напротив, мне хотелось показать, какие примеры имел он перед собою с самого начала, на какие взирал образцы, и сколько их превзошел. Если для других важно заимствовать нечто для своей славы у предков, то для него важнее, что, подобно реке, текущей назад, от себя присовокупляет многое к славе отцов.

Супружество родителей Василия, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества, а в последнем многие тогда усердствовали, как ныне, когда обычай этот взошел в силу и уважается по прежним примерам. Оно имело и другие добрые качества, которых достаточно было, чтобы наполнить слух многих даже и тогда, когда бы Понт и Каппадокия разделили их между собою. Но мне кажется в нем самою важной и знаменитой чертой совершенство их детей. Чтобы одни и те же имели и многих, и добрых детей, тому найдем, может быть, примеры в легендах. О родителях же Васильевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, немало имели у себя похвальных качеств и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному совершенству своих детей превзошли бы всех. Если из детей один или двое бывают достойны похвалы, то это можно приписать и природе. Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А это показывает блаженнейшее число[2] священников, девственников и связавшихся супружеством, впрочем так;, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели, напротив того, они обратили это в избрание только рода, а не образа жизни.

Кто не знает отца Василия, Василия – великое для всех имя? Он достиг исполнения родительских желаний, не скажу, что достиг один, по крайней мере, как только достигал человек. Ибо, всех превосходя добродетелью, в одном только сыне нашел препятствие удержать за собой первенство. Кто не знает Эммелию? Потому что она предначертана этим именем, что впоследствии такой сделалась, или потому сделалась, что так; названа, но она действительно была одноименна стройности или, кратко сказать, то же была между женами, что супруг ее между мужами. А поэтому, если надлежало, чтобы похваляемый нами муж дарован был людям – послужить, конечно, природе, как; в древности даруемы были от Бога древние мужи для общей пользы, то всего лучше было ему произойти от этих, а не от других родителей, так; и им именоваться родителями этого, а не иного сына. Так; прекрасно совершилось и совпало это!

Поскольку же немного похвал воздали мы упомянутым нами родителям Василия, повинуясь Божиему закону, который повелевает воздавать всякую честь родителям, то переходим уже к самому Василию, заметив наперед одно, что, думаю, и всякий знавший его признает справедливо сказанным, а именно что намеревающийся хвалить Василия должен иметь его собственные уста. Ибо как сам он является прекрасным предметом для похвал, так один силою слова соответствует такому предмету.

Что касается красоты, крепости сил и величия, чем, сколько вижу, восхищаются многие, то это уступим желающим, не потому, чтобы и в этом, пока был еще молод, и тяга к мудрости не возобладала в нем над плотью, уступал он комулибо из гордящихся вещами маловажными и не простирающихся далее телесного, но уступим для того, чтобы не испытать участи неопытных борцов, которые, истощив силу в напрасной и показной только борьбе, оказываются бессильными для борьбы настоящей и доставляющей победу, за которую провозглашаются увенчанными. В мою похвалу войдет одно то, о чем сказав, совсем не думаю показаться излишним и не к цели бросившим слово.