Роман Владимирович Жолудь

3.2. Влияние западной традиции на развитие раннехристианской апологетики

Кроме проповеди Евангелия важнейшей задачей для первых христиан стала защита своего учения (апология). Как уже было отмечено, к христианству недружелюбно относились ортодоксальные иудеи и язычники (в первую очередь, образованная часть Римской империи). Именно с последними пришлось столкнуться первым христианам, и потому ранняя христианекая публицистика в большинстве своем носит апологетический характер.

Выступления первых христианских ораторов, как правило, были направлены против древнегреческих и древнеримских религиозных представлений. «А если было время, когда они [боги] не существовали, как говорят о них повествующие о богах», – критикует «Теогонию» Гесиода апологет II в. Афинагор Афинский, – «то они не боги»[36]. Особенно уязвимыми для христианских ораторов были нравственные изъяны, приписываемые некоторым древнегреческим богам. Феофил Антиохийский, современник Афинагора, пишет: «Далее, имена богов... которым ты поклоняешься. ...И кто же и каковы они были? Кронос не оказывается ли ядущим и истребляющим своих собственных детей?»[37] «Сколько же мне их еще перечислять, богов, которых вы приняли?!» – саркастически восклицает один из самых ярких апологетов рубежа ИШ столетий Тертуллиан. – «...Больших или малых тоже? древних или также и новых? Мужчин или женщин? Холостых или также и женатых? Мастеровых или неумелых? Сельских или городских?»[38]

Естественно, что первые христиане выступали и против античной философии, состоящей из различных, часто противоречащих друг другу школ[39]. Тертуллиан указывал и на нравственность некоторых философов: «Они [философы] презирают законы и не обращают внимания на лица, и некоторые из них безнаказанно пользуются своей свободой против самих императоров»[40]. Неприемлемым для христианства оказалось и античное искусство с его языческими окраской и нравственностью: «Сапфо была блудница, бесстыжая женщина, и сама воспевала свое распутство»[41]. Феофил беспощадно критикует за пристрастие к языческим сюжетам Гомера, Аристофана, Софокла, Менандра и Эврипида[42].

Большое внимание апологеты уделяли разоблачению недостоверных слухов о жизни христианских общин. Дело в том, что первые христиане жили обособленно и притом не пускали на свои молитвенные собрания иноверцев. На этих молитвах члены общины вкушали хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христа (существующее поныне таинство Причащения). Поэтому в первые века нашей эры среди язычников и иудеев были нередки представления о том, что христиане в своих богослужениях используют кровь младенцев и совершают оргии. «[Молва] возводит на нас клеветы, будто мы... имеем общих для всех жен... даже совокупляемся с собственными сестрами и, что всего безбожнее и бесчеловечнее, едим плоть человеческую», – сетует Феофил Антиохийский43. «Нисколько не удивительно», – констатирует Афинагор Афинский, – «если они приписывают нам то, что говорят о своих богах»[44].

Но первая христианская мысль использует для проповеди своего учения не только критику языческой культуры. Апологеты указывают и на превосходство христианства, на древность его корней. Татиан, сравнивая Гомера с ветхозаветным Моисеем, приходит к выводу, что последний жил ранее45, Феофил противопоставляет античным философам древнеиудеиских пророков, «людей Божиих, исполненных Святого Духа»[46]. Тертуллиан воспевает подвиг христианского смирения: «Если христианина порицают, он прославляется. Если его ведут в суд, он не сопротивляется. Если его обвиняют, он не защищается»[47].