Роман Владимирович Жолудь

Огромный вклад в развитие христианского богословия внес, как известно, латинский философ Августин Аврелий (353 – 430). Его заслуга состояла, в первую очередь, в том, что в христианское мировоззрение он добаввил значительную долю неоплатонизма. Это позволило теологии, используя идеалистические теории платоников, их философский инструментарий и терминологию, выйти на качественно новый уровень развития. Основными идеями Августина стали: самодостоверность и реальность человеческого сознания; понимание Бога не как голой метафизической идеи, а как живого религиозного представления; важность воли как фактора познания божественной истины; индивидуализм в смысле уникальности и неповторимости человеческой личности[84]. Особенностью творений Августина можно считать широчайший тематический кругозор: у него встречаются теология («О граде Божием»), толкования Священного Писания («Толкования на Псалмы»), антропология, сочинения о музыке («О музыке»), апологетика («Против Фавстаманихея»), аскетика («О воздержании»), психология, этика («О лжи»).

Для настоящего исследования развитие богословской христианской мысли имеет особое значение. С.С. Аверинцев в работе «Риторика и истоки европейской литературной традиции»[85] устанавливает «некоторые точки соприкосновения между риторикой и богословсковероучительной сферой»[86]. Такими общими чертами оказываются: восхваление Бога в теологии (восхваление – область риторики); изумление пред непостижимым; путь от абстракций через уточнение эмпирики; силлогистическидедуктивное мышление; отсутствие временной дистанции (существует только «сейчас»). Следовательно, христианское богословие может рассматриваться и как часть раннехристианского публицистического творчества.

Существует еще одна важная особенность христианского богословия, приближающая его к области публицистики. В отличие от философии, сосредоточенной на себе, и для которой практическое применение имеет второстепенное значение (для античности философия была еще и своеобразным самоценным искусством), христианская теология в большинстве своих проявлений не замыкается в себе. Ее императивом остается внефилософская и сугубо практическая сверхзадача: помочь человеку достигнуть желаемого спасения души. Поэтому она всегда ориентирована на аудиторию (будь то начинающие монахи, сомневающиеся философы или члены Церкви, желающие совершенствовать свои познания) и уже изза того приближается к публицистике.

4.2. Биография и автобиография в раннехристианской публицистике

Развитие жанра биографии в христианстве началось с первых веков его существования и сразу приобрело особый характер. В античной культуре биография как жанр была хорошо известна, существовало три ее вида:

а) гипомнемическая биография, запечатлевающая в подробностях жизнь известных людей («Жизнь двенадцати цезарей» Светония);

б) прославление (энкомий) или порицание (псогос), риторические виды биографии с характерным эмоциональным напряжением (пример энкомия – «Агрикола» Тацита, пример псогоса– «Александр, или Лжепророк» Лукиана);