Роман Владимирович Жолудь

Однако полемическое начало в Ветхом Завете не развито, тексты обычно носят обличительный характер. Обличение исходит из уст самого Бога или Его посредников – пророков. Поэтому, за редчайшим исключением, Ветхий Завет монологичен.

Евангелие показывает гораздо больший публицистический потенциал: оно изначально предназначается для распространения по всему миру, а не только среди иудейского народа. Бог, явившийся на землю в образе человека, более «доступен», поэтому в тексте появляются элементы полемики. Можно сказать, что Евангелие – это публицистическое свидетельство о Христе, причем свидетельство, объединяющее различные подходы четырех евангелистов, а не унифицирующее их. Язык повествования становится простым, доступным неподготовленной аудитории. В то же время для него характерна глубокая яркая образность. В Евангелии присутствует особый жанр притчи, который при простом сюжете имеет философскую глубину. Притча в устах Христа выступает не только как поучение, но и как призыв к действию: она имплицитно обращена к слушателю и содержит позитивную динамику образов (сеятель, пастырь, растущее зерно и др.).

Апостольские послания представляют собой полноценную эпистолярную публицистику. Тематически они продолжают Евангелие, однако начинает выделяться тема апологии – защиты вероучения. В посланиях обсуждаются реальные конфликты и столкновения первых христианских общин. Особенно ярко публицистическое начало проявляется в текстах апостола Павла; по сути, публицистичен сам авторский образ «апостола язычников». У него же начинает проявляться осознание своей роли проповедника: он задумывается о языке общения с аудиторией, о действенности своего выступления.

4. Распространение христианства с Востока на Запад повлекло за собой столкновение двух неизвестных друг другу типов традиционалистского творчества: западного рефлективного и восточного дорефлективного. Для последнего (к которому относится и Библия) характерны особые языковые средства (притчи, загадгси, ориентация на устную передачу информации), крайне слабая выраженность авторского начала, отсутствие литературной теории, прагматический подход в ущерб эстетике. Живое слово считается важнее и достовернее письменного свидетельства; поэтому и в христианстве основным жанром публицистического выступления станет непосредственная устная проповедь. Влияние античности, западного рефлективного традиционализма начинает ощущаться уже у апостола Павла (цитаты из древнегреческой драматургии, внимание к формальной стороне текста, риторические приемы). Еще более явно античная литературность обнаруживается в сочинениях апологетов. Восточная традиция, в свою очередь, оставляет в христианской публицистике невнимание к эстетике текста, власть авторитета Библии; христианство приносит в античный мир и совершенно другие идеи: смирение, жертвенную любовь, внимание к внутреннему миру человека.

5. Продолжением библейского литературного творчества стала деятельность первых христианских апологетов. Защита христианства актуализировалась при его выходе из Палестины на уровень античной ойкумены. Апологеты выступали против античной религии и философии (последняя являлась проводником языческих религиозных взглядов). Многие произведения посвящены раскрытию христианского учения, опровержению слухов. Но, несмотря на отрицательное в большинстве случаев отношение апологетов к античной культуре (это посвоему оправдано – молодой религии необходимо было дистанцироваться, чтобы сохранить чистоту веры и индивидуальность), они использовали античный литературный инструментарий. Вопервых, этим апологеты становились доступны для широкой эллинизированной аудитории Римской империи. Вовторых, они получали возможность использовать многовековой риторический и поэтический опыт античности, приспосабливая его для проповеди христианства. Апологеты начинают задумываться о действенности своих выступлений, обращаться к теоретизации. В их произведениях уже достаточно четко прослеживается личностное начало (которое только появлялось у апостола Павла), формируется жанр диалога, возникают такие нехарактерные для древней восточной литературы явления, как авторский сарказм, описание природы, людей и др. Библия становится не только авторитетнейшим источником аргументации, но и поводом к публицистике, причиной публицистического выступления, проповеди новой веры, идеалов, духовных ценностей.

6. Развивается новое направление христианской письменности – богословие, имеющее корни в античной философии. Первые богословы успешно ассимилируют философский инструментарий к христианскому вероучению. В то же время теология строится на риторической основе, что дает возможность наблюдать в ней элементы публицистического выступления (здесь возможно сравнение с философской публицистикой).

Под влиянием христианства жанр античной биографии трансформируется в житие, приобретая особую характерную топику и патетику. Житие становится уже не столько жизнеописанием святого, сколько иконой, образцом для подражания. В этом и заключается его скрытый публицистический потенциал – воздействие на аудиторию авторитетным примером. Тематически житие становится полифоничным, в нем присутствуют похвала святому, религиозноэтическая проповедь, полемика с язычниками и еретиками, аскетический опыт.