Роман Владимирович Жолудь

Использование противопоставления находим в беседе «О зависти», где автор размышляет о земной жизни Христа: «алчущие были питаемы; и на Питающего воздвигнута брань. Мертвые были воскрешаемы; и Животворящий стал предметом зависти. Демоны были изгоняемы; и на Повелевающего демонами злоумышляли»[33].

Иногда в словах Василия появляются ирония и сарказм; но в отличие от западных латинских коллег (например, Иеронима Стридонского), восточному аскету не свойственны гипербола, гротеск и экспрессивные эпитеты. «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого нет никогда недостатка в печалях и огорчениях», – говорит Василий[34]. Основную нагрузку иронии здесь несет не форма, а содержание.

Что касается композиции бесед, то она достаточно упорядочена и проста. Подавляющее большинство текстов заканчивается традиционной фразой вроде «...о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь». Начало проповеди встречается нескольких видов: автор обращается к цитате из Священного Писания «Слышали ли вы слова апостола...»,[35] прямо называет причину: «Поводом к сему собранию служит сделанное провозглашение о блаженной мученице...»,[36] иногда делает пространное отвлеченное предисловие.

Как и все христианские писатели и ораторы, Василий использует в качестве средства убеждения аудитории авторитет Священного Писания. В первой беседе «О посте» он вспоминает многих библейских святых, о которых сообщается, что и они практиковали пост. После этого проповедник заключает: «Одним словом, ты найдешь, что пост руководил всех святых к жизни по Богу»[37]. Но в проповедях Василия очень часто применяются аргументы, возникшие на бытовом, повседневном уровне. «Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост»[38], – это также довод в пользу поста.

Однако для Василия нередки живописные картины, рисуя которые, он также стремится убедить слушателя в своей правоте. Например, в беседе «На обогащающихся» он показывает трудности и бедствия, которые будут подстерегать богатого: постоянное волнение о деньгах, траты на украшения, дорогую одежду и т.п.[39] Вот как он описывает страх некрещеного человека, внезапно оказавшегося перед лицом смерти: «Не впади, наконец, в день, которого не чаешь, и в который оскудеют уже у тебя истоки жизни. Отовсюду будут нищета и душевная скорбь, потому что откажутся от тебя врачи, откажутся домашний... Все, что ни скажешь, останется в пренебрежении, как бред... Ночь! помощников нет ни одного: крещающий не приходит; смерть близко...»[40]. Видно, как нагнетается экспрессия, получающая кульминацию в последних словах приведенного отрывка.

Для укрепления слушателей в христианской морали Василий использует христианскую же интерпретацию современных ему событий. Выступая перед церковным собранием во время сильной засухи, он выводит причину бедствия: это наказание за то, что «сами берем, а других не снабжаем», за то, что «охладела любовь»[41]. Голод, по Василию, есть самая страшная болезнь тела, и голодающего человека всегда нужно накормить. И раз никто не проявлял подобной добродетели, засуха и, как следствие, нехватка продуктов постигла всех.

При необходимости Василий прибегает даже к семантическому анализу слова. В беседе «На начало Книги Притчей (1, 1–5)» он подробно рассматривает значение самого слова «притча», дабы убедить аудиторию в особой важности этого жанра: «Слово "притча" у внешних[42] употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще, на путях: потому что путь называется у них, отчего и притчу определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении. А у нас притча есть полезное слово... в глубине своей скрывающее обширную мысль»[43].