Роман Владимирович Жолудь

Как уже отмечалось, вопросы тринитарного учения в IV в. не были чисто академическими. Отголоски массового интереса к этой проблеме, ее злободневности, мы находим и в данной беседе. Василий говорит между прочим: «Но давно замечаю, что вы недовольны словом, и кажется, почти слышу упрек, почему, останавливаясь на том, что все исповедуют, не касаюсь весьма известных вопросов; потому что ныне у всякого слух возбужден к слышанию учения о Святом Духе»[58]. В этом отрывке обнаруживается не только внимание оратора к тому, от чего «у всякого слух возбужден», но и забота автора об аудитории, об ее информационных запросах.

Василий не пренебрегает аллюзиями к творчеству античных авторов, если это необходимо. Так, он цитирует ответ дельфийской Пифии Крезу, описанный у Геродота: «Вот демонское хвастовство: "известны мне песку число и морю меры"»[59]. Точно так же для высмеивания софистического способа доказательства он сам намеренно строит софизм, «доказывая», что солнца якобы нет. После этого он поясняет: «Таковы ваши мудрые разделения; они достойны осмеяния для имеющих глаза»[60] и заключает сентенцию саркастическим вопросом: «Чем разнятся от подобных рассуждений и ваши тонкости о Святом Аухе, какие высказываете пред жалкими женщинами или пред близкими к ним евнухами?»[61]

Искусство простого, но одновременно убедительного слова ценили и потомки Василия. Видный византийский просветитель патриарх Фотий (IX в.) делает акцент даже не на богословских заслугах святого, а на его риторических качествах: «Во всех словах своих великий Василий превосходен. ...Он особенно владеет языком чистым, изящным величественным; в порядке и силе мыслей за ним первое место. Кто хочет быть отличным гражданским оратором, не нужен ему ни Демосфен, ни Платон, если он принял себе за образец и изучает слова Василия»[62].

Таким образом, в творчестве Василия Кесарийского мы обнаруживаем слияние богословия с риторикой, публицистикой. Это стало возможно в силу специфических особенностей становления христианского вероучения, точнее, изза задействованности в этом процессе самых широких народных масс. Аудитория требовала информации на тринитарную тему, разъяснения, авторитетного подтверждения или опровержения чьеголибо частного мнения. При этом информация должна была подаваться в адекватной уровню восприятия аудитории форме. В такой ситуации философский инструментарий неоплатоников и стоиков оказался бы малоэффективным, поэтому на помощь пришла публицистика. Соединение христианского стремления к простоте, недоверия к античной декоративной риторике и разумного использования древнегреческого наследия вместе с фундаментальной научной подготовкой и дало возможность Василию Кесарийскому объединить богословие и публицистику.

Однако неверно было бы считать, что в христианской Византии риторика существовала только как инструмент для изложения вероучительной доктрины. Существовали проповедники, для которых она была искусством, средством самовыражения. Среди них в IV в. ярко выделялась фигура ближайшего друга Василия Григория Назианзина.

§3. Григорий Назианзин и возвращение к эстетике слова