Роман Владимирович Жолудь

В учебном пособии Ю.В. Лучинского «Очерки истории зарубежной журналистики»[19] влияние христианства на генезис мировой публицистики исследуется более объективно, но лапидарно. Автор упоминает о публицистической деятельности апологетов, значении легализации христианства императором Константином и т.п.[20]

Гораздо более пристальное внимание объекту настоящей работы уделяется в учебном пособии Е.Н. Корниловой «Риторика – искусство убеждать»[21], где рассматривается не только риторическое искусство дохристианской античности. Делается серьезный акцент на развитии риторики в Византии, и, главное, подробно описывается творчество известных христианских проповедников Василия Кесарииского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и др. Однако работа носит компилятивноописательный характер.

Отмечается причастность христианства к развитию пражурналистских явлений в современных учебниках по теории журналистики[22]. Различные проблемы христианской публицистики и журналистики в последние годы часто затрагиваются на научных и научнопрактических конференциях[23].

Следует отметить, что деятельность христианских ораторов достаточно хорошо изучена с точки зрения теории и истории риторики в работах российских и зарубежных исследователей. Однако их анализ не касается, как правило, собственно публицистического бытования текстов выступлений, а ограничивается классическим историкофилологическим изучением. Хотя в указанных работах иногда обращается внимание и на публицистическую природу христианской риторики. Так, например, М.Л. Гаспаров пишет, что в самом понимании риторики «скрещиваются литература, философия, публицистика и школа»[24] (выделено нами. – Р.Ж.).

В связи с вышесказанным цель данной работы определена как попытка выявить и охарактеризовать особенности генезиса и развития форм и методов общего раннехристианского и православного (восточного) публицистического выступления с учетом влияния на него христианского мировоззрения и историкокультурологической ситуации.

В работе использовался комплекс научных методов, базирующихся на социокультурном подходе к тексту. Специфика исследования требовала привлечения системного историкокультурного методологического подхода, разработанного А.Ф. Лосевым и С.С. Аверинцевым, а также стилистического и социолингвистического методов анализа.

В качестве методологической основы изучения публицистического текста были взяты труды Е.П. Прохорова, В.И. Здоровеги, Е.И. Пронина, В.В. Ученовой, Е.А. Корнилова, М.И. Стюфляевой, В.В. Хорольского и др. Основным композиционнометодологическим принципом был принят диахронический подход системного культурологического анализа с учетом специфики предмета исследования.