Роман Владимирович Жолудь

Во второй половине IV в. в Византии появляется еще один церковный деятель, ставший, по сути, символом, идеалом христианского проповедника – Иоанн Златоуст (Хрисостом). Его выступления сделались примером для подражания не только православной, но и католической Церкви. Византийский церковный историк IV в. Сократ Схоластик посвящает Иоанну 14 глав своего труда[88]; видный исследователь древней Церкви называет его «вселенским учителем, величайшим светильником мира, столпом церкви...»[89]; С.С. Аверинцев пишет: «За века, отделяющие Иоанна от Демосфена, у афинского патриота не было более достойного наследника, чем аскет из Антиохии»[90].

Иоанн родился около 347 г. в Антиохии. Получил хорошее образование, слушая известного в то время язьиеского ритора Либания, изучил философию и искусство красноречия. В 267 г. он принял крещение, а через три года стал церковным чтецом. В 318 г. его рукоположили в диакона.

В 386 г. Иоанн становится пресвитером. «Для Златоуста это было собственно звание проповедника. И в продолжении двенадцати лет священства он, по крайней мере, один раз в неделю, большей частью дважды, а иногда каждый день проповедовал антиохианам слово Божие», – пишет патролог XIX столетия архиепископ Филарет (Гумилевский)[91]. Завоевав большую любовь народа, Иоанн в 397 г. принимает сан Константинопольского архиепископа. Но его замкнутый образ жизни, прямая, честная, принципиальная позиция во всем не могли не раздражать высший свет Константинополя, поэтому Иоанн сразу приобрел себе тайных врагов среди светской и духовной элиты. Даже такой неравнодушный к православию историк Церкви, как В.В. Болотов, замечает, что Златоусту «недоставало такта»[92]. Моментом, решившим судьбу Иоанна, стало появление в лагере его противников императрицы Евдоксии (Златоуст публично обвинил ее в неправедном захвате наследства). С 402 г. начались гонения – сначала тайные, затем и явные. По сфабрикованному обвинению Иоанн был изгнан из столицы. Однако властям пришлось вернуть архиепископа по требованию народа. Преследования Златоуста возобновились в 404 г.; он снова был отправлен в ссылку, в которой и скончался 14 сентября 407 г.

В становлении Иоанна как ритора важную роль сыграла его учеба у знаменитого антиохийского ритора и грамматика Либания (314–393). Тот принадлежал к аттической школе красноречия, в которой была сильна эстетическая струя. Но Либаний был против нарочитой декоративности, красноречия ради красноречия, высмеивал витиеватых ораторов. Для него характерен некий морализм, непосредственное обращение к аудитории, большая экспрессия и внутренний пафос. С другой стороны, речи Либания приближались к разговорному языку, были просты для восприятия[93].

Вполне возможно, что эти черты и перенял Иоанн. Однако у него нет характерного для Либания самолюбования и эстетства; он более искренний, живой, естественный. Нет в проповедях Златоуста и какоголибо заметного интереса к эллинской культуре (в отличие от того же Григория Назианзина). Эллинизация эстетики Иоанна просматривается только в языке его проповедей, идеально соответствовавших канонам классической древнегреческой риторики[94].

Выделить какоето одно тематическое направление в творчестве Златоуста очень сложно. С молодости Иоанн вел аскетический образ жизни, что сказалось как на его характере, так и на тематике его произведений («О девстве», «О сокрушении», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и др.) В то же время известно большое число его апологетических текстов («Против иудеев», «О непостижимом (против евномиан)», «Против Юлиана», «Против аномеев»), толкований отрывков из библейских текстов и праздничных проповедей.