Роман Владимирович Жолудь

В становлении Иоанна как ритора важную роль сыграла его учеба у знаменитого антиохийского ритора и грамматика Либания (314–393). Тот принадлежал к аттической школе красноречия, в которой была сильна эстетическая струя. Но Либаний был против нарочитой декоративности, красноречия ради красноречия, высмеивал витиеватых ораторов. Для него характерен некий морализм, непосредственное обращение к аудитории, большая экспрессия и внутренний пафос. С другой стороны, речи Либания приближались к разговорному языку, были просты для восприятия[93].

Вполне возможно, что эти черты и перенял Иоанн. Однако у него нет характерного для Либания самолюбования и эстетства; он более искренний, живой, естественный. Нет в проповедях Златоуста и какоголибо заметного интереса к эллинской культуре (в отличие от того же Григория Назианзина). Эллинизация эстетики Иоанна просматривается только в языке его проповедей, идеально соответствовавших канонам классической древнегреческой риторики[94].

Выделить какоето одно тематическое направление в творчестве Златоуста очень сложно. С молодости Иоанн вел аскетический образ жизни, что сказалось как на его характере, так и на тематике его произведений («О девстве», «О сокрушении», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и др.) В то же время известно большое число его апологетических текстов («Против иудеев», «О непостижимом (против евномиан)», «Против Юлиана», «Против аномеев»), толкований отрывков из библейских текстов и праздничных проповедей.

4.1. Поэтические, антропологические и эстетические основы ранневизантийской православной проповеди

В выступлениях Иоанна Златоуста формируется поэтика христианской проповеди, которая будет оказывать большое влияние на поздних ораторов. Одной из ее характерных черт становится особое отношение проповедника к человеку. Следует напомнить, что восточной, православной христианской литературе не была свойственна сентиментальность, чувствительность (в отличие от западной). Но с другой стороны, и для аскетически настроенного восточного христианства антропологическая проблематика была крайне важной и оказывала большое влияние на формирование самой природы проповеди.

Человек в христианской картине мира занимает двойственное положение. Он, согласно библейской книге Бытия, образ Божий, царь природы, получивший право на владение всем миром от Творца. Однако в результате грехопадения человек потерял свое особое положение, деградировал до животного уровня. Поэтому проповедь всегда охватывает эти две области; указывая на греховное положение человека, укоряя его в бездействии, она зовет его к истинному предназначению, к жизни с Богом. Иоанн Златоуст никогда не упускает возможности в своей речи противопоставить эти крайности человеческого бытия (возникает оппозиция «греховное, земное – святое, небесное»): «И эти люди не могут получить прощения, так как призываются сюда только однажды в неделю, но и в это время не хотят предпочесть духовное земному», – говорит он в одной из бесед о тех, кто не посещает церковь[95]. Телесная природа человека автора интересует мало, и причина такого презрения вполне ясна: «Не говори мне ни о цвете лица, ни о вытянутой шее, ни об одежде, ни о коне, ни о свите, но поразмысли и скажи: чем все это оканчивается?»[96] Внешняя человеческая красота временна, поэтому не интересна Златоусту.

Проповедь у Златоуста становится всеобъемлющим исследованием человека: здесь переплетаются философские, религиозные, психологические, художественные методы, цель которых – познание внутреннего мира. Так, беседу «О высокомерии» Златоуст начинает словами, не имеющими, на первый взгляд, отношения к религиозному дискурсу: «Нет ничего хуже высокомерия. Оно лишает нас самого обыкновенного благоразумия, выставляет глупцами... и совсем делает безумными»[97]. Далее, чтобы подтвердить тезис и одновременно заострить внимание аудитории, он прибегает к художественному методу сравнения: «Если бы кто, будучи не выше трех локтей, усиливался быть выше гор и считал бы себя таковым... то мы не стали бы искать другого доказательства в подтверждение его безумия»[98]. Но такое доказательство не может считаться полным для проповедникахристианина, и Иоанн проецирует порок высокомерия на религиозную плоскость: «Как может он [высокомерный человек] сознать грехи свои должным образом? Как почувствует свои преступления?»[99] Тут же, обращаясь к тем, кто гордится своим происхождением, Златоуст вопрошает: «Скажи мне, что такое род? Не что другое, как одно пустое имя... Когда свирепствует война, голод или чтонибудь подобное сему, тогда вся кичливость благородства исчезает; когда свирепствует болезнь или моровая язва, не знает она различия между богатым и бедным, между славным и бесславным, между знаменитым и низким»[100]. Заканчивается проповедь самыми авторитетными для христианина аргументами – цитатами из Библии.