Роман Владимирович Жолудь

В связи с вышесказанным цель данной работы определена как попытка выявить и охарактеризовать особенности генезиса и развития форм и методов общего раннехристианского и православного (восточного) публицистического выступления с учетом влияния на него христианского мировоззрения и историкокультурологической ситуации.

В работе использовался комплекс научных методов, базирующихся на социокультурном подходе к тексту. Специфика исследования требовала привлечения системного историкокультурного методологического подхода, разработанного А.Ф. Лосевым и С.С. Аверинцевым, а также стилистического и социолингвистического методов анализа.

В качестве методологической основы изучения публицистического текста были взяты труды Е.П. Прохорова, В.И. Здоровеги, Е.И. Пронина, В.В. Ученовой, Е.А. Корнилова, М.И. Стюфляевой, В.В. Хорольского и др. Основным композиционнометодологическим принципом был принят диахронический подход системного культурологического анализа с учетом специфики предмета исследования.

Предмет исследования лежит на пересечении нескольких научных дисциплин, поэтому для формирования теоретической базы работы привлекались труды византинистов (как современных российских и зарубежных исследователей, так и ученых дореволюционного времени), патрологов и богословов, религиоведов. В работе мы обращались и к сочинениям древнегреческих, древнеримских и византийских писателей и историков.

Мы сочли необходимым включить в приложение текстыпримеры выступлений ранневизантийских ораторов, наглядно демонстрирующие публицистическую природу православной проповеди. В связи с тем, что большинство этих трудов не переводились с XIX века, не рискуя заниматься новыми переводами, мы постарались сделать язык представленных текстов более современным, ориентируясь в трудных случаях на оригиналы и переводы на западноевропейские языки.

ГЛАВА 1

§1. Отношение к религиозной проблематике в эпоху античности

Условия появления христианства и выхода его на мировой уровень (точнее, на уровень древнеримской ойкумены середины I в.) были, как известно, своеобразными и весьма драматическими. Это культурологическое своеобразие распространения новой веры не могло не повлиять на становление христианской литературной традиции.

Главная особенность заключалась в том, что распространение христианства произошло на стыке двух культур, долгое время почти не соприкасавшихся и бывших неизвестными друг другу – древневосточной и западной античной. Первую представляли священная книга Библия, большая часть которой (Ветхий Завет) имела многовековую литературную традицию, и собственно первые христианеиудеи, воспитанные на ней. Вторую, западную, олицетворяла древнеримская цивилизация с ее багажом античных знаний, философских систем, риторических школ и литературных жанров. И если первые еврейские проповедники христианства стремились распространять новое учение по всему миру, то они должны были считаться с эллинизацией Рима, точно так же, как и римляне не могли воспринять новое для них явление, не переложив его на свой культурный язык. Поэтому генезис христианской публицистики целесообразно начать рассматривать в свете библейской (восточной) литературной традиции с учетом последующего влияния эллинистической культуры.