Роман Владимирович Жолудь

1. В начале IV в. в византийском государстве сложились уникальные благоприятные политические и культурные условия для развития христианской публицистики. Вопервых, Византия явилась страной, где христианство получило статус сначала легальной, а затем и государственной религии. Это позволило христианским общинам прекратить обособленный или даже катакомбный образ жизни, стать полноправными членами социума. Начала формироваться христианская культура, несомненно важной частью которой оказалась свободная религиозная публицистическая мысль. Также благодаря легализации христианства расширился тематический круг религиозного публицистического выступления, появились работы, затрагивающие не только собственно религиозные, но и социальнополитические аспекты жизни (например, речи Григория Назианзина против императора Юлиана Отступника) .

Вовторых, Византия, став христианской страной, где влияние клира на массы и государственные структуры достаточно велико, одновременно в своих культурных пристрастиях осталась почитательницей античности (в области философии, риторики, искусства). В IV–VI вв. существовали и пользовались большой популярностью языческие школы, в которых преподавали риторы и философынехристиане. Другими словами, византийская христианская культура была не только толерантной к античному наследию, но и высоко ценила его. Многие деятели Церкви, в том числе известные проповедники, получали образование именно в языческих школах у языческих учителей (Василий Кесарийский и Григорий Назианзин в афинской Академии, Иоанн Златоуст у ритора Либания). Византийцы вообще чувствовали себя преемниками Римской империи, поэтому именовались ромеями, римлянами. Подобное отношение к античной культуре сказалось и на формировании христианской публицистики: в ней уже не чувствуется непримиримости и ригоризма, свойственных первым апологетам. Более того, появился интерес к эстетике слова, характерный для нехристианской риторики (Григорий Назианзин).

Втретьих, в связи с вовлеченностью религии в государственные проблемы в Византии необычайно остро встал вопрос чистоты вероучения, ортодоксии (православия). К тому же именно в IV в. сформировалось тринитарное учение (догмат о Троице), что послужило причиной дополнительных богословских споров. В связи с этим на первый план в религиозной публицистике вышла тема опровержения еретических направлений в христианстве. По свидетельству современников (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст), в эти богословские споры оказались вовлечены даже низшие слои общества, которые также испытывали потребность в подобной публицистике. Поэтому теологическая тематика, несмотря на свою кажущуюся элитарность, стала одним из самых важных предметов религиозного публицистического творчества Византии четвертого столетия.

2. В это время в византийской христианской публицистике формируется особый вид выступления – проповедь. В связи со своим большим тематическим и стилистическим разнообразием проповедь не приобретает строгих жанровых типологических форм (как, например, апология или житие). Она становится метажанровым явлением. Содержанием проповеди могли быть толкование на отрывок из Священного Писания, богословская или нравственная керигма, апология, рассказ о жизни святого. Было бы правильнее сказать, что проповедь – не жанр, а форма и метод церковной массовой коммуникации, содержанием которой может становиться любой религиозный литературный жанр. Именно проповеднический характер коммуникации «оратор–аудитория» придает выступлению публицистический оттенок: проповедь – это непосредственный призыв. Не случайно в гомилетике проповедь максимально ориентирована на аудиторию, существуя на трех уровнях, соответствующих степени воцерковления аудитории.

3. Проповедь как форма и метод коммуникации имеет особые характеристики, влияющие на ее эстетическое наполнение и характер коммуникационного акта. На их формирование повлияли христианское вероучение, включая Священное Писание, и особенности византийской эстетики, сформировавшейся, в свою очередь, на стыке христианской государственности и античной культуры. Необходимо выделить следующие типические особенности византийской православной проповеди:

1) традиционный христианский прагматизм, подчиняющий все языковые и внеязыковые средства функции религиозной пропаганды для выполнения христианской сверхзадачи – спасения души;

2) активное использование античного наследия в области литературы, риторики и философии вплоть до цитирования языческих поэтических произведений и употребления образов, символов и имен героев из античной мифологии (что, однако, сочеталось с настороженным отношением ко всему языческому);