Роман Владимирович Жолудь

3. Проповедь как форма и метод коммуникации имеет особые характеристики, влияющие на ее эстетическое наполнение и характер коммуникационного акта. На их формирование повлияли христианское вероучение, включая Священное Писание, и особенности византийской эстетики, сформировавшейся, в свою очередь, на стыке христианской государственности и античной культуры. Необходимо выделить следующие типические особенности византийской православной проповеди:

1) традиционный христианский прагматизм, подчиняющий все языковые и внеязыковые средства функции религиозной пропаганды для выполнения христианской сверхзадачи – спасения души;

2) активное использование античного наследия в области литературы, риторики и философии вплоть до цитирования языческих поэтических произведений и употребления образов, символов и имен героев из античной мифологии (что, однако, сочеталось с настороженным отношением ко всему языческому);

3) особую роль в проповеди приобретает Библия: цитаты из нее могут служить поводом к проповеди (экзегезе, толкованию), доказательством правоты оратора, стержнем или связующим элементом выступления; библейские персонажи могут сравниваться с героями проповеди, сюжеты – с обсуждаемыми событиями;

4) проповедническая коммуникация получает односторонний характер (от оратора к аудитории), что вместе с укреплением роли церковной иерархии оказывает влияние на формирование авторитарного характера всей церковной коммуникации;

5) проповедник находится всегда выше аудитории, он является учителем, духовным отцом, пастырем; такое положение формирует ярко выраженный дидактизм проповеди;

6) однако, осознавая себя таким же грешным человеком, как и находящаяся перед ним (или представляемая) аудитория, ощущая трепет перед божественным, проповедник вынужден представлять себя одновременно в двух мирах: призывая аудиторию, он, несомненно, оказывается над ней; говоря о божественном, он самоумаляется, соединяясь с аудиторией; поэтому вместе с дидактизмом в проповеди появляется исповедальность, доверительность;

7) формируются особые контактообразующие механизмы, поддерживающие связь между проповедником и аудиторией: религиозные формулы и цитаты из Священного Писания;

8) антропологическая особенность проповеди заключается в двояком отношении к человеку: как к образу Божию и одновременно падшему существу; в рамках этого противоречия складывается традиционная схема проповеди: обличение грехов и призыв вернуться к своему истинному предназначению, святой, безгрешной жизни;

9) в проповеди проявляется огромный интерес к внутреннему миру человека: анализ его духовной жизни осуществляется синкретически сразу на нескольких уровнях (религиозномистическом, психологическом, философском, художественном);