Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

О, пусть бы записали мои слова, пусть бы в книгу их занесли, железным грифелем, залив свинцом, в камень врезали на все времена! Но нет, я знаю: мой Заступник жив, и в конце встанет над прахом Он, и, когда кожа моя спадет с меня, лишившись плоти, я Бога узрю! И Тот, Кого я узрю, будет для меня, * мои глаза увидят Его, И Он не будет для меня чужим. И вот жизнь моя иссякнет во мне.

Иов вопиет к Богу, но он знает, что именно это и защитит его. Настанет день, когда Всемогущий изменит Свое отношение к тому, кто был несправедливо предан смерти. Пусть он будет умирать в безнадежности, но освобождаясь от плоти, он увидит Его. Не кто-нибудь другой, а он сам увидит Его в тот момент, и Бог будет на его стороне. Он перестанет быть для него чужим, отчего Иов так страдал всю свою жизнь. В этом надежда Иова [18].

Конечно, Иов не верил в воскресение как в нечто достоверно известное и распространяющееся на всех [19]. Однако перед лицом существования Бога и существования человека или, по крайней мере, перед лицом его сегодняшней судьбы он пережил это как единственную возможность, через которую все становится на свои места. После смерти новый образ Бога откроется тому, кто находится сегодня "на пути, не допускающем возврата".

Именно в этом смысле он говорит (24,1):

Есть ли у Шадай [20] время про запас? и верные Его увидят ли дни Его? [21]

Он говорит о времени, оставленном про запас, так как жизнь человеческая коротка и ее не хватает, чтобы узреть день Божий, день примирения, близости к Богу, чтобы раскрыть все свои возможности перед лицом Бога, ставшего для нас Отцом.

Когда будет уничтожен ложный образ Бога

Рассмотрим в качестве последнего текста главу, в которой Иов мечтает о дне, когда будет уничтожен ложный образ Бога, образ Бога-Судьи, Бога требовательного, злопамятного, жестокого, способного одним взглядом уничтожить человека. Разрушается старый образ, возникает новый; и одному Богу известны эти времена и пути, ведущие к ним (14,7-15):

Да, для дерева надежда есть,  что оно, и срубленное, оживет и побеги станет пускать вновь;  пусть одряхлел в земле корень его и обрубок ствола омертвел в пыли -  чуть дохнет влагой, зеленеет оно, как саженец выгоняет ветвь в рост.  А человек умирает - и его нет; отходит, и где его искать?  Если воды в озере пропадут, иссякнет и высохнет ручей;  так человек - ложится, и не встанет вновь, не проснется до скончания небес, не воспрянет от своего сна.  О, пусть бы Ты в преисподней сокрыл меня и прятал, покуда не пройдет Твой гнев,  на время - а потом вспомнил меня! Но будет ли по смерти жив человек?  Я ждал бы все отсчитанные мне дни, покуда не придут меня сменить;  но отзовусь, когда Ты окликнешь меня, умилившись над творением Твоих рук!

 Иов недоумевает: почему Бог гнушается плодом рук Своих, человеком? Почему Он так поступает? Почему человек представляет Бога всемогущим палачом, который мучает и уничтожает его? Почему? По-видимому, что-то предшествовало этому, чего Иов не знает. Что же произошло, в результате какого события человек перестал смотреть на Бога с доверием, перестал видеть в Нем Отца? Спросим себя о вине в саду Эдема.

ГЛАВА II

ПРИЧИНЫ НЕЗНАНИЯ БОГА

I.В САДУ ЭДЕМА

Потерянный рай