Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

Более бы Ты шагов моих не считал, перестал бы выслеживать мой грех;  была бы вина моя упрятана под сургуч, и провинность мою Ты бы покрыл...  камни подтачивает ток струи, землю смывает разлив воды, -  так надежду человека ничтожишь Ты! Теснишь его до конца, и он уйдет;  исказишь его лик и отошлешь прочь.

 Человек не может даже умереть, утешив себя иллюзией полезно прожитой жизни. Бог хочет, чтоб человек умер в безнадежности, с чувством неудовлетворенности жизнью. О если бы Бог избавил его от тоски, от незавершенности жизни и даровал душе его мир!

Третий текст (10,20-22):

Вот, недолги дни мои! Отступи ж от меня и дай вздохнуть,  прежде, чем без возврата уйду в страну, где мрак и смертная тень,  где темная темень и мерцает мгла, в ту неустроенную страну,  где даже и самый свет - тьма.

Бог не беспокоит Себя. Стоит ли прислушиваться к душевным терзаниям существа, которое через минуту исчезнет? Может ли быть опасен человек, который через минуту будет стерт с лица земли?

Четвертый текст (7,16-21) повторяет мысль первых трех. Все они подобраны из первой части книги и как бы перекликаются друг с другом. Они действительно составляют лейтмотив Книги Иова.

Не вечно мне жить. Отступи от меня! Мои дни - вздох.  Что есть человек, что Ты отличил его, Занимаешь им мысли Твои,  Каждое утро вспоминаешь о нем, испытуешь его каждый миг?  Когда отведешь Ты от меня взор, отпустишь меня сглотнуть слюну?  Пусть я погрешил, - Тебе что я делал. Соглядатай мой?  Зачем Ты поставил меня как цель для стрел, и сам для себя я в тягость стал?  Почему Ты не простишь мой грех и не взглянешь мимо вины моей?  Ибо ныне во прах ложусь я: будешь искать меня, а меня - нет.

 Видно, что для Иова драма заключена в молчаливом присутствии Бога и осуждении Им человека. Он говорит: "Когда отведешь Ты от меня взор, отпустишь меня сглотнуть слюну?" Сглотнуть слюну - это значит получить передышку, возможность отдохнуть. Под пристальным взглядом Бога Нов находится в таком возбуждении и напряжении, что проглотить ее он не может. Иов испытывает те же страдания, которые испытывает человек, которому не по себе от того, что окно его комнаты, находящееся в двух метрах от окна соседей, ничем не завешено. Хочется быть наедине с самим собой. Но это невозможно, если ты находишься под взглядом Бога. Ты никогда не сможешь полностью расслабиться и сказать: на меня никто не смотрит. Ты играешь какую-то роль, выдерживаешь определенную линию поведения, потому что ты не один. Настойчивый и испытуюпщй взгляд Бога, всегда направленный на человека, не оставляет последнего с самим собой, не дает ему покоя, не позволяет расслабиться и почувствовать себя уверенно. Человек всегда чувствует на себе посторонний взгляд; взгляд, который его испытывает и требует от него отчета. В современном экзистенциализме проблема взгляда вынесена на первый план. Для Сартра 10) религиозное сознание определяется тем фактом, что на человека смотрят, и он знает, что на него смотрят; он все время находится под "взглядом другого". Было бы удивительным, если бы Сартр взял это у Нова. Однако ясно одно - это в точности соответствует мысли Нова. В первобытных религиях, в которых отсутствует взаимный диалог, Всемогущий Бог молчит, человек же чувствует свое ничтожество и полную обнаженность перед Ним: он чувствует свою незащищенность перед опасным могуществом. Это пугает его и истощает его силы.

Невинность перед Богом?

 Рассмотрим сон, или, вернее, кошмар Елифаза. Кошмар, который пережил друг Иова, в точности соответствует опыту самого Иова (4,12-20). Елифаз феманитянин, утешая Иова, рассказывает ему о кошмаре, посетившим его в прошедшую ночь. Он говорит Иову:

И прокралось слово ко мне - лишь отзвук до уха дошел -  при раздумьях от видений, в ночи, когда сон людей бывает глубок;  схватил меня страх, и дрожь кости мои сотрясла,  и овеял лицо мое дух, и дыбом поднялись власы.  И стал пред очами зрак, - не распознать вида его, - лишь повеяло и слышу слова.  "Человек ли пред Богом прав, пред Творцом своим чист ли муж?  Вот, не верит Он и Слугам Своим, и в Ангелах обличает порок.  Что сказать о тех, чей дом из глины и стоит на пыли?  Их раздавят, как моль, к вечеру их рассекут, они сгинут - не приметит никто. [17]

 Жизнь человеческая коротка: ненадолго возникает он из грязи, подобно червю, который прячется в земле и может быть в мгновение раздавлен, если никто не защитит его. Смерть человека не оставит большого следа, во всяком случае этот след не вечен. Праведен ли человек пред Богом? Что можно сказать о человеке, когда тысячи ангелов предстоят Его взгляду и Его суду и даже в этих совершенно просветленных духах Богу случается обнаружить изъян. Итак, да или нет? Может ли человек быть невинным перед Богом? Он может считать себя невиновным, но что это значит? Пусть с точки зрения своего вялого сознания человек выполняет почти все требования, по крайней мере, не хуже других. Собственно говоря, есть ли какая-либо связь между этим и тем, как Бог, тайно желающий расцвета Своего создания, будет судить его? Удовлетворяет ли Бога "обычное сознание" по сравнению с тем идеалом, который Он готов вложить в сердце человека, нуждающегося в Нем? Именно этот вопрос задает себе Елифаз, переживая ночной кошмар: может ли человек быть действительно невинным перед богом? Есть ли связь между поведением, заключенным в словах "не хуже других", и подлинной праведностью перед лицом Господа?

Иов вдвойне возмущен Богом

 В глубине сердца Иов выражает двойное недовольство Богом.