How to Read the Bible

5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.

6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.

7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.

8 Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.

10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:

11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота

1.5. Иона не принимает участия в молитвах, так как знает, что бегство его от лица Господня греховно. 1.13–14. Автор изображает корабельщиков–язычников в привлекательном свете. Это созвучно с общим смыслом книги. 2.г. В подлиннике — не «кит», а «рыба». Рассказ носит характер притчи, что само по себе снимает вопрос о реальности такого чуда, хотя для христианского сознания оно вполне возможно. Творец, создавший морское чудовище, мог сделать и так, что человек, проглоченный им, остался жив. 2.4–8. Псалмопевец пребывает не «во чреве кита», а во чреве «бездны», которая, по представлениям древних, находилась под поверхностью земли. В данном случае бездна символизирует преисподнюю, или ад, т. е. глубину отчаяния и гибели. Как полагают экзегеты, в этом стихе содержится намек на Вавилонский плен, который в псалмах связан с темой богооставленности (ср. Пс 129.1) 4.6 Растение, которое вырастает за одну ночь до размеров дерева, также есть элемент притчи, придающий ей большую выразительность (ср. 4.го). 4.1г. В этой фразе сосредоточена центральная идея книги. Не умеющие отличить — младенцы. Животные упомянуты здесь с целью показать, что милосердие Божие распространяется на всю тварь.

Приложения

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Часть III

ДИДАКТИЧЕСКИЕ (УЧИТЕЛЬНЫЕ)КНИГИ

The life of the Old Testament Community in the period between the fifth and second centuries is almost not reflected in biblical and other sources[107]. We only know that during this period the prophets were replaced by the scribes. Many of them were concerned with difficult and painful questions about life and death, about suffering and retribution, about truth and goodness. These problems constitute the main content of books written at this time, usually called didactic books. In addition to Jonah and Ruth, they include: Job, Proverbs, Ecclesiastes, Esther, Psalms. In these books, questions are often only posed, and the answers to them could only be fully given in the New Testament.

I. WISDOM AND LAW

1. The Ideal of Wisdom (Proverbs 9:1-12; 8:1-21, 32-36; Job 28; Sirach 24-25.14)

In the era of the scribes (the time of the Second Temple), Wisdom or Wisdom began to be called the divine law by which the entire universe is built and by which man must test his life.

 

1 Wisdom built herself a house, hewn out the seven pillars thereof, 2 she slaughtered the sacrifice, dissolved her wine, and prepared a table for herself; 3 And she sent her servants to proclaim from the high places of the city, 4 And to the foolish she said, 5 Go and eat my bread, and drink the wine which I have mixed; 6 Leave foolishness, and live, and walk in the way of understanding." 7 He who teaches the blasphemer will bring disgrace to himself, and he who rebukes the wicked will be a stain to himself. 8 Do not rebuke the blasphemer, lest he hate you; rebuke the wise, and he will love you; 9 Give instruction to the wise, and he shall be wiser; teach the truthful, and he will increase knowledge. 10 The fear of the Lord is the beginning of wisdom, and the knowledge of the Holy One is understanding; 11 For through me thy days shall be multiplied, and the years of thy life shall be added. 12 If thou art wise, thou art wise unto thyself; and if you are violent, then you will be patient alone.