Old Testament. Course of lectures. Part I.

«Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам»

(Исх 3:13–14). При переходе из первого лица в третье

«Я есмь»

(Яхве) остается в Израиле собственным именем Бога, это имя затем окружается таким почитанием, что его даже не смеют произносить. Вы знаете, что имя Яхве — это сокращенное имя, состоящее из согласных букв. В этом слове нет гласных. Правильное его произнесение полностью утеряно. При громком чтении текста имя Божие никогда не произносилось, вместо этого употреблялось другое имя — Адонаи, Господь, как мы читаем, в переводе 70-ти — «Кириос». Иными словами, Бог, Который говорит к Израилю, не будет отныне ему неизвестен, ведь Его не будут называть просто именем Бога, Елогим. Отныне, с открытия Своего имени, Он — Бог лично известный под Своим собственным именем.

Значение и важность этого эпизода, о котором мы говорим, нельзя понять до тех пор, пока мы отчасти не представим себе, какую силу имя имело для древних, особенно для семитов. Назвать какое-либо существо, как это сделал Адам по отношению к твари, значит овладеть им, познать его сущность. Действительно, внутренняя природа существа познается через имя, отсюда в семитском понимании — магическая сила имени. Кто им владеет, тот обладает в некоторой степени личностью того, кого он называет.

Тем, что Господь открывает Свое Имя, Он показывает Свое бескорыстие и милость. Для Яхве открыть Свое Имя означает дать Себя Израилю из любви, это неслыханный дар, который будет в дальнейшем принимать различные образы: союз Бога и Израиля, который наблюдается и у пророков (малых и великих), о котором говорится в Песне Песней. Назвать народу Свое Имя — самое великое, что Бог мог сделать, чтобы сделать его Своим. При таком освещении союз Бога с Израилем оказывается таким тесным и таким глубоким, что никакому другому описанию не поддается.

Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он, конечно, спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения: это — трость, которая превращалась в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимал оттуда, покрытую проказой, и затем опять доставал исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова:

«Итак он будет твоими устами, ты будешь ему вместо Бога»