Old Testament. Course of lectures. Part I.

Посещение царицы Савской. Тут важно, что это персонаж исторический (Савская страна находилась на территории нынешнего Йемена) и на нее ссылается сам Иисус Христос — царица Южная пришла смотреть мудрость Соломона. Она была поражена его мудростью и привезла ему подарки из того, что давала ее земля.

Заканчивается царство Соломона отторжением от него части Израильских колен. После этого события, когда прозвучал клич: «По шатрам, Израиль!» В Сихеме появляется Иеровоам, который спешно прибывает из Египта. Северные колена единодушно провозглашают его царем. Представитель Ровоама, который был послан к северянам, был встречен градом камней. Ровоам едва успел бежать из Сихема и запереться в Иерусалиме. Единству Израильского царства был положен конец. Это произошло в 922 году до Р. Х. — разделение Израиля на Северное и Южное царства. Область, которой управляли потомки Давида, сузилась до размера колена Иудейского и еще части колена Вениаминова. Там было два с половиной колена.

В политическом отношении раскол для Израиля был губительным. С этого момента начинается цепь братоубийственных гражданских войн. Палестина вновь становится добычей окружающих племен. Не упускает случая вмешаться египетский фараон, он вторгается в Палестину с юга и требует богатый выкуп с палестинского царя. Победным маршем он проходит по землям своего недавнего союзника. Победные надписи, которые он устанавливает после похода в Фивах, перечисляют многие десятки захваченных им еврейских городов. Его триумфальная плита поставлена в Меггидо. Только смерть помешала фараону охватить эту страну, которая и так уже подвергалась междоусобным войнам.

С севера на Израиль нападает Сирия. Тем не менее, разделение царств имело и некое положительное значение. Будущность Израиля в области религии зависела от степени свободы, которой будут пользоваться пророки. Между тем абсолютная монархия, которая проявилась в Соломоне, в его сыне и других царях обещала задушить проявление свободного духа. Не случайно к восстанию против Соломона был причастен пророк Ахия. Ослабление царской власти в обоих частях Израиля обеспечивало возможность проповеди независимых взглядов и религиозной оппозиции против власть имущих, которые возникли в пророческой среде. Это было бы невозможно, если бы Израиль был единым.

В Иерусалиме это бедствие разделения Израиля было воспринято, как кара Божия за грехи Соломона. Однако, Ровоам, будучи сыном аммонитянки, которая почитала бога Молоха, религиозной щепетильностью не отличался. К тому же ему было свойственно упрямство и узость взглядов, иначе он не стал бы поступать так жестоко по отношению к тем, кто к нему пришел с просьбой. Он ничего не отменил из тех порядков, которые он установил и еще более их ужесточил. Только его внук Аса (913–773 гг.) начал постепенную и планомерную борьбу против язычества, к которой побуждала проповедь пророков.

Преемник Асы Иосафат посылал священников в Иудейские города с книгой Закона, чтобы они наставляли народ. Таким образом, первое десятилетие после раскола, Иудея сумела в какой-то степени преодолеть посеянный Соломоном соблазн многобожия. Совершено другую картину мы видим в Северном царстве Израильском. Цари Иудейские: первый — Ровоам, затем — Авия, Аса, Иосафат, Иоарам, Охозия, царица Афалия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Аммон, Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия. Из царей Израильских: Иеровоам — правил 22 года, Ахав — правил 22 года, 874–753 годы, при нем выступает как пророк Илия Фесвитянин; Иорам правил 12 лет, его упоминают в связи с тем, что при нем проповедовал пророк Елисей; Ииуй — правил 28 лет, Осия — последний из царей израильских, правил 9 лет, окончание его царства приходится на 722 год.

Чтобы вам было проще разбираться в событиях, описанных в 3-й и 4-й Книгах Царств после окончания царства Соломона, перечислим вкратце особенности этих книг. Книги начинаются с конца царства Давида и продолжаются до гибели Израильского и Иудейского царств. 3 и 4 книги Царств охватывают период 400 с лишним лет. Составитель книг Царств неизвестен. Почти на все, что пишется в книгах Царств во многом есть ссылки на хронику царей Израильских и Иудейских, т. е. Паралипоменон. Они отчасти дублируют друг друга, дополняя в некоторых местах и корректируя.

Книги Царств записаны примерно во время Вавилонского пленения, приблизительно в 561 до Р. Х. Но написаны они до окончания пленения, т. к. о плене и конце плена не говорится. Подлинность этих книг не подвергается никаким сомнениям. У апостола и Евангелиста Матфея, Луки, в Посланиях ап. Павла к Римлянам, в Послании ап. Иакова есть ссылки на эти книги. В этих книгах еще используются источники Паралипоменон царя Соломона, Паралипоменон царей Иудейских и Паралипоменон царей Израильских.

В литературе различных народностей — египтян, вавилонян — мы находим описания, {45} которые подтверждают то, что происходило в то время в Иудее и Израиле. Каждый царь в отдельности оценивается по своему отношению к Богу и к закону. Говорится о его делах и затем делается вывод: «и делал он неугодное перед очами Господа» или, наоборот, «он делал угодное перед очами Господа». Назначение этих книг — показать изгнанному с родины народу, знающему о том, что его родина разорена, как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился перед Богом.

Книги имеют и символическое значение. Мирное царство Соломона было плодом побед Давида, таким образом царство Соломона — прообраз мирного царствования Христа Спасителя. Следующий образ — царица Савская. Сам Христос указывает на разницу между царицей Савской, пришедшей из далекой страны, чтобы увидеть Соломона, и людьми его времени, оставшимся равнодушными, хотя между ними находится Тот, кто больше Соломона.