Old Testament. Course of lectures. Part I.

В частности, после того, когда Илия объявил, что будет засуха и только по его слову будет дождь, то поток иссыхает. Ворон перестает носить ему хлеб и Господь посылает его в Сарепту Сидонскую. Это прибрежный город на берегу Средиземного моря на самом севере Израиля. Здесь повелевает Господь вдовице кормить Илию и чудесным образом не иссякает у нее дома ни масло, ни мука. Илия пребывает у нее до того времени, когда у нее заболевает сын. Здесь мы видим впервые в истории Ветхого Завета образ воскрешения умершего человека.

По молитве пророка Илии, который дунул дыханием в умершего ребенка, Господь возвращает ему жизнь. Женщина, обращаясь к нему говорит, что теперь она узнала, что Илия — человек Божий, что слово о нем истинно. То, что в ее сосудах было масло, ее не удивляло, но когда сын воскрес — она поверила, так что это было нужно для уверения этой женщины. Все материальное мы принимаем, как должное, а вера только теплится. Здесь показывается, что вера Илии воскрешает и ее душу и она принимает его, как истинного посланника Божия.

Бедствия, между тем, превзошли все ожидания. В условиях того климата даже небольшая засуха — уже бедствие. А за несколько лет выгорает все, что только можно: луга, источники пересыхают. Ахав вынужден был покинуть свой дом и отправиться вместе со своей свитой для пропитания своих лошадей, своего скота. А Илия тем временем жил и в пустыне и затем в Сарепте Сидонской, наконец силы народа истощились и они стали понимать, что над землей тяготеет проклятие. В это время Ахаву объявляют: «Илия здесь».

Сколько же времени продолжалась эта засуха? Дело в том, что хроника царей в 3 и 4 книгах Царств иногда искажается. Там употребляются две меры отсчета. Согласно одной из них, что год смерти царя считается дважды. Целиком зачисляется год царствования умершего и целиком царство его преемника. Это объясняется тем, что по представлению евреев время было неразделимо. Не было года или дня, который можно было считать абстрактным, не считая начало нового года. Даже если 12 месяцев меньше истекали после нового года, они считались не за один год, а за два. Поэтому продолжительность голода, которая во времена Илии считается тремя годами, возможно, не более 19–20-ти месяцев.

Если в этих местах дождь не выпадает 3 месяца, то это считается национальным бедствием. Если эта засуха длится год или полтора, то люди начинают испытывать страшнейшие муки и приходят в отчаяние. Илия встречается с Ахавом. И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву.

«Когда Ахав увидел Илию, он сказал: Ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалу; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели»

(3 Цар 18:17–19).

В этом резком ответе — весь Илия со всей решимостью сражаться до конца за правду. Он не колеблясь бросает вызов Ахаву и предлагает собрать прорицателей Ваала, чтобы они показали силу своего бога. Воздвигаются два жертвенника: один Ваалу, другой Богу Израилеву, и на чей жертвенник снизойдет огонь с неба, тот будет истинный бог. Это великое состязание состоялось на горных склонах Кармила. Толпы народа, собранные Ахавом, окружили Илию и слушали каждое его слово. Прошли времена, когда они смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед идолами.

«Долго ли вы будете хромать на оба колена? — сказал Илия, обращаясь к народу, — если Яхве есть Бог, то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте». Это было решительное, окончательное осуждение религиозного синкретизма, двубожия. И так было повсеместно в Израиле и так, может быть, осталось потом в Самарии. В смущении народ хранил молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнения относительно могущества Ваала и его жрецов.

«Я один остался пророк Господень», — говорил Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за тех, кого преследовали до этого, потому что всех тех, кто исповедывал истинного Бога, предавали смерти, Иезавель истребляла пророков Господних и Авдий взял сто пророков и скрывал их в пещерах и питал их хлебом и водой. Авдий — это начальник дворца Ахава, так что не все были полностью развращены, а были люди честные, которые помогали спастись пророкам.

И вот Илия берет двух тельцов. Говорит, чтобы выбрали себе одного тельца, рассекли его, положили на дрова, но огня не подкладывали. А он приготовит другого тельца, положит его на дрова, и огня подкладывать не будет. «Призовите вы имя бога вашего, а я при{49}зову имя Бога моего». И взяли пророки Вааловы тельца, который был, приготовили его, призвали имя Ваала. От утра до полудня говоря: «Ваале, услыши нас», они скакали у жертвенника, который сделали. Но не было ни голоса, ни ответа.