Old Testament. Course of lectures. Part I.

В то время, как Антиох IV Епифан совершал поход на Египет, согласно описанию, «небесные знамения предвозвещали иудеям ве{62}ликие бедствия» В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвел им сильные кровопролития, потом был вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим.

Три дня он разрешал своему войску грабить город. Было убито более 80 тысяч жителей, а 40 тысяч было уведено в плен. Город был разграблен и разрушен. После этого им насильно стали насаждать греческую культуру. А Иерусалимский храм был в это время обращен в капище Юпитера Олимпийского. Вторая святыня израильтян — гора Гаризим, где раньше стоял Ковчег завета, там был тоже построен храм, его тоже сделали храмом в честь Юпитера-странноприимца. Запрещено было и иудеям, и самарянам исполнять закон иудейский.

Кто царских повелений не исполнял, тех убивали. Так двух женщин, которые обрезали своих детей, свергли со стены, привязав к ним обрезанных младенцев. В другой день, в субботний, за то, что иудеи соблюдали субботу, они были во множестве сожжены. Их обматывали соломой и сжигали.

Книга повествует нам об особых заслугах братьев Маккавеев, о той вере, которую они проявили, о тех подвигах, которые проявили простые иудеи и даже жизни свои положившие за истинное богопочитание. В частности, это мученичество Елеазара.

«Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучения и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению… убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти»

(2 Мак 6:18–22).

Однако, он отвергал все их притязания и пошел на мучения добровольно.

«Готовясь уже умереть под ударами, он восстенав произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю по страху перед Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец мужества и памятник добродетели»

(2 Мак 6:30–31).