Введение в Ветхий Завет

Но даже в тех псалмах, где нет прямого обращения к Ягвэ, Он всё равно пребывает живым свидетелем духовной высоты автора, который и рассуждает, и надеется, и молится, и взывает, и вопит, но более всего — алчет жизни в Божьем царстве:

«Как желанны обители Твои, Адонаи, Господи сил! …Ликует во мне сердце мое, Торжествует плоть моя, В радости о Боге Живом. Вот, и пташка находит ебе приют, И ласточка укром птенцам своим, А мне — алтари Твои, Боже сил … Блаженны живущие в дому Твоем …

(Пс. 83, 1-6; пер. Авер)

Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии –Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются «мессианскими». К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе:

«Боже мой! Боже мой! … Для чего Ты оставил меня? … Я … червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»… Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск … язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной … скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои … … они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий …

(Пс 21, 1, 7-9, 15-19).

Книга псалмов перешла в НЗ и по сей день занимает важнейшее место как в богослужении (всенощном, великопостном, погребальном), так и в личном молитвенном опыте христианина. Однако, несмотря на высоту, искренность молитвы и созвучие текстов определенному душевному настроению, не следует забывать, что составлены молитвы ВЗ-ным человеком, израильтянином, и оттого темы праведности, воздаяния, отношения к врагу выдержаны в духе отношений Закона. Яркий пример этого мы находим в Пс. 108, где автор беспощадно проклинает своего врага, немилосердного человека:

«Поставь над ним нечестивого, и диавол да будет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех … Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою … Да не будет сострадающего ему … Да истребит (Господь память его) на земле»

и т. п.

Логика псалмопевца понятна. Она исходит из древнего израильского представления о непременном воздаянии на земле и веры в справедливость Ягвэ и очевидность судеб человеческих пред Ним. Если я стараюсь жить благочестиво и призываю Бога день и ночь, то мой враг и обидчик, упорствующий в злобе, оказывается сугубым грешником пред Ним, и потому проклят Им — т. е. отвергнут, отлучен от жизни.