«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
218. Указанный источник №214. С. 456.
219. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 28.
220. Творения аввы Исаака Сирина. Сергиев Посад, 1911. С. 83.
221. Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., 1998. С. 5-6.
222. Указанный источник №214. С. 119.
223. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1904. С. 427-428.
224. Старец Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 83, 107.
225. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М., 2004. Т. 1. С. 357.
226. Указанный источник №214. С. 396.
227. Святитель Тихон Задонский. Творения. О истинном христианстве. Книга вторая. М., 1889. Т. 11. С. 177.
228. Указанный источник №213. С. 300-301.
229. Указанный источник №215. С. 137.
«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ДОСТОИНСТВЕ, СВОБОДЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА»
1. Достоинство человека
как религиозно-нравственная категория
1.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека.
Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см.: Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).
Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства. Это запечатлено и в богослужебных текстах Православной Церкви: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений... Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя воз- вративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися» (тропари по непорочных из чина погребения). Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы кроме греха
(см.: Евр. 4, 15) показывает, что достоинство не распространяется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения.