ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ1 ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ

13. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 143. Неужели Бог есть учитель войны? — Высшая помощь необходима особенно в борьбе с духовными враждебными силами. — «Он подчиняет мне народ мой». — Достоинство человека и обличение еретиков, приписывающих себе знание, невозможное для человека. — Что мы можем знать о Боге? — Что значит: «подобен суете»? — Как нужно понимать божественное схождение, прикосновение к горам, молнию, стрелы? «Избавь меня… из руки сынов чужих». — Кроме языка как мы еще можем хвалить Бога? — Хотя люди полагают обыкновенно свое счастье в многочисленном потомстве, богатстве и безопасности, но истинное блаженство состоит в том, чтобы иметь Господа Богом своим.

14. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 144. Христианин, как сделавшийся сыном Отца небесного, должен непрестанно прославлять Его и словами и делами по примеру псалмопевца. — Господь достоин величайшей хвалы и за бесчисленные Его благодеяния и вследствие бесконечного величия Его Существа. — «Из рода в род будут восхвалять дела Твои…» — Величие Божие возвещают, как благотворные для нас, так и страшные, губительные, явления природы. — Выше же всякого слова Его благость ко всем и ко всему. «Славу царства Твоего изрекут» (преподобные), чтобы научать других и сделать их общниками славословия. — Что значит: «преподобные» — Божественное милосердие к падающим. — «Ты даешь им пищу благовременно». — Особые блага, подаваемые верным, боящимся Бога.

15. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 145. Что значит: «в коих нет спасения»? — Нельзя полагаться на людей, особенно на начальников. — Совет псалмопевца потомкам Иакова — искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бедствий, которые выше сил человека. — «И путь грешных погубит».

16. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 146. Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. — «Псалмопение — благо, да будет приятным Богу нашему хваление». — К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? — «И всем им имена нарекает». — Особое проявление божественного промысла в возвышении смиренных и низложении гордых. «Начинайте Господа прославлять». — Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим.

17. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 147. Побуждение жителей Иерусалима к благодарности Господу за дарованную безопасность, — умножение населения и мир с соседями… — «И лучшею пшеницею насыщает тебя». — Промыслительная деятельность Господа простирается на всю вселенную, в которой быстро исполняются Его повеления, как это показывают различные воздушные явления. — Цель, с какою указывает псалмопевец на проявление божественного всемогущества в этих явлениях природы. — «Возвещает слово Свое Иакову…» — Но если Господь не открыл воли Своей прочим народам, то почему Он называет их? — А если они знали, что должно делать, то почему сказано: «не сделал Он сего ни одному (еще) народу»? — Объяснение псалма в переносном смысле — о вышнем Иерусалиме и христианской Церкви, ее распространение и произведенной христианством перемене в жизни человечества.

18. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 148. Призыв всех тварей — духовных и чувственных — к прославлению Творца и особая цель этого призыва. — Почему пророк говорит немного о небесных силах и пространнее — о видимых предметах? — Различные способы прославлять Бога; хвала Ему неодушевленных тварей. — Мир имеет Творца и Промыслителя. — Обращаясь к земным тварям, почему псалмопевец перечисляет те из них, которые кажутся бесполезными, или вредными? — Нужно благодарить Бога за установление власти Царей. — «Ибо превознесено имя Его Единого». — Свою славу Господь распространить и на Израиля, если он будет исполнять Его заповеди.

20. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 150. «Хвалите Бога во святых Его». — «Хвалите Его в силах Его». — Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прославления Бога на различных музыкальных орудиях? — Что значит: «на кимвалах громогласных»?

Две Беседы на слова пророка Давида:

«Не бойся, когда разбогатеет человек»

22. БЕСЕДА 2, СКАЗАННАЯ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ В ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДРУГОЙ СКАЗАЛ СЛОВО, ПРИ НЕМНОГОЧИСЛЕННОМ СОБРАНИИ, НА СЛОВА: «НЕ БОЙСЯ, КОГДА РАЗБОГАТЕЕТ ЧЕЛОВЕК» (Пс. 48:17), И О МИЛОСТЫНЕ. Великая благотворность упражнения в божественном Писании. — Человеческие дела подобны тени. — Что такое слава человека и слава дома? — Богатство приносит человеку не славу, а бесславие и осуждение. Обличение роскоши и тщеславия. — Богатство есть беглый раб. — Увещание избегать тщеславия и творить щедрую милостыню.

23. БЕСЕДА СКАЗАННАЯ В ВЕЛИКУЮ СЕДМИЦУ, О ТОМ, ПОЧЕМУ ЭТА СЕДМИЦА (СТРАСТНАЯ) НАЗЫВАЕТСЯ ВЕЛИКОЮ, И НА СЛОВА: «ХВАЛИ, ДУША МОЯ, ГОСПОДА» (Пс. 145:1), И О ТЕМНИЧНОМ СТРАЖЕ, УПОМИНАЕМОМ В ДЕЯНИЯХ. Увещание к усиленному духовному бодрствованию во время Страстной недели. — Почему она называется великою и чем христиане и христианские цари ознаменовывают ее? — «Хвали душа моя Господа». — Как внутренности наши могут благословлять Господа? — Почему в Пс. 145–м призывается к этому только душа? — Великая сила песнопений Богу. — Апостолы ничего не делали на показ и к ним привлекали верующих не только чудеса их, но еще прежде чудес жизнь их. — Великая сила молитвы, соединенной с постом и благодарностью Богу. — Когда молитва соединена бывает с благодарностью? — Увещание — совершать молитву с благоговейным вниманием. — Как поддерживать внимание во время молитвы?