ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ. ТОМ ПЯТЫЙ. КНИГА ПЕРВАЯ.

24. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 113. Почему прежде сказано об исходе Израильтян из Египта, а затем уже о том, что Иудея сделалась «святыней» Господа, и что значат эти последние слова? «Израиль область Его». — Особенное божественное благодеяние Израилю при переходе через Иордан и образно выраженная Псалмопевцем радостная готовность сил природы исполнять волю Творца. — Имя: «Бога Иаковлева» и высота добродетели этого патриарха. — Повиновение камней Творцу и ослушание людей. — Молитва Псалмопевца о новых божественных милостях не ради достоинства просящих, а для прославления имени Божия и по Его человеколюбию. — Божественный промысел и долготерпение. — Бесчувственность идолов, бесстыдство совершаемого им служения, и несравнимое превосходство Бога Израилева. — Благословение Божие Израилю и всем обращающимся к Нему из других народов (прозелитам). — «Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим». — Различие благословения Божия в Ветхом и Новом Завете. — Как нужно понимать: «превысшее небо — Господу, а землю Он дал сынам человеческим»? — Нескончаемое прославление Господа живущими действительною (добродетельною) жизнью, а не умершими в нечестии.

25. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 114. Не всякий радуется, когда внемлет ему Бог, подавая действительно полезное. — Господь всегда готов подать нам помощь, если мы призываем Его, как должно. — Псалмопевец просит об одном — сохранить невредимой его душу и научает не отчаиваться, но и не предаваться беспечности. — Высший вид божественного Промысла — о детях. — Не нужно искать безопасной жизни. — «Возвратись, душа моя, в покой твой…» Для живших добродетельно смерть есть переход в истинную жизнь, исполненную чистых благ.

26. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 115. Указание Псалмопевца и апостола Павла на веру, как на необходимое условие для того, чтобы понять и усвоить себе божественные обетования: чудные дела Божии выше человеческого разума. — Ветхий и Новый Заветы происходят от одного и того же Духа Божия. — Благодать Духа необходима для того, чтобы иметь веру. — Но если Дух просвещает, то грешат ли те, которые не просвещены? — Живущим во времена Нового Завета вера нужна гораздо более, чем жившим в Ветхом Завете. — Мучительные недоумения человека, не имеющего веры, которая есть некоторый священный якорь. — Что значат слова: «в исступлении моем» и: «всякий человек лжив»? Величие божественных благодеяний человеку и выражение с его стороны благодарности Богу. — Господь печется не только о жизни, но и о смерти праведников, которые умирают не случайно, а по особому соизволению Божию. — Выражение Псалмопевцем величайшей преданности и любви к Богу за избавление от скорбей. — «Жертва хвалы» и исполнение обетов.

27. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 116. Пророчество о христианской церкви.

28. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 117. Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости. — Почему многие из людей не видят этих милостей? — Божественное милосердие к страждущему и вследствие этого уверенность последнего в своей безопасности. — Тщетность надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопевцем божественная помощь во время наибольшей опасности и прославление Господа за избавление от смерти, служившее прообразом нашего воскресения. — Благотворное действие посылаемых Богом бедствий. — «Камень, которым пренебрегли строители…» — Не малая добродетель — с радостью принимать благодеяния Божии. — «Бог — Господь и явился нам». — Что значит: «соберитесь на праздник многолюдными толпами»? — Призыв к прославлению Господа ради Его величия.

29. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 119. Почему псалмы с 119–го по 133–й называются псалмами степеней? — Польза, приносимая человеку скорбями, если он без малодушия переносит их, и увещание — избегать жизни изнеженной и беспечной. — Нужно удаляться лживых, коварных людей: божественное наказание за этот порок. — В сознании себя странником на земле заключается корень великой добродетели. — Обращение с злыми людьми весьма тягостно для благочестивых. — «С ненавидящими мир я был в мире». — Что служит главною причиною вражды между людьми?

30. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 120. Благотворное действие бедствий на иудеев во время Вавилонского плена. — «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». — Самым внешним своим видом человек обращен к небу; он не должен уклоняться от указанного ему Богом пути; не должен предаваться бездействию, если хочет получит от Бога помощь. — Смысл образных выражений Псалмопевца, изображающих всесильное божественное попечение всегда и везде.

31. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 121. Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. — «Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе». — Слава Иерусалима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. — Цель этого установления. — Что значит: «по откровению Израилю»? — Слава Иерусалима, как столицы. — «Молите же о мире Иерусалиму…» «Да будет мир в силе твоей». — Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией.

32. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 122. Находясь в плену, иудеи научились немалым истинам и в частности — тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесенного наказания. — «Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых».

33. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 123. Псалмопевец внушает Израильтянам, возвратившимся из плена, приписывать свое спасение Господу. — Для чего им дана была безопасность не вдруг, а мало–помалу? «Живыми они поглотили бы нас». — Как человек может усмирять свои страсти? — На кого можно гневаться? — Сравнение сильного гнева врагов с потоком и значение этого. — «Благословен Господь, не предавший нас в добычу зубам их! Помощь наша в имени Господа».

34. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 124. «Надеющиеся на Господа — как гора Сион»: для чего здесь пророк прибавил слово: «Сион»? — Христианин должен желать не спокойной и безбедной жизни, а не колеблемой — от опасностей. — Непобедима сила праведника, надеющегося на Бога; колебание состоит в погибели души и отпадении от добродетели. — Что делает Иерусалим особенно крепким и почему? — И удостоиться благ и подвергнуться наказанию зависит, прежде всего, от нас. — Кого называет пророк правыми сердцем? — «Мир Израилю!»

35. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 125. Духовный плен тяжелее чувственного. — Состояние иудеев, возвратившихся из Вавилонского плена, было отлично от состояния их отцов по выходе из Египта. — Особая причина радости первых. — Почему в начале псалма сказано: «когда возвратил», а потом (ст. 4): «возврати»? — «Сеющие со слезами пожнут с радостью». — Никому так мало полезен покой, как человеку. — В страданиях не нужно унывать в виду обетованной за это награды.

36. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 126. Божественная помощь была необходима иудеям не только для построения храма и города, но и для сохранения построенного; в равной мере она необходима и всем; без этой помощи напрасны самые напряженные усилия трудящихся; при ней же — и покой и многочадие. — «Что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных». — Блаженство тех, делам которых споспешествует вышняя помощь.

37. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 127. Блаженство боящихся Господа выше и прочнее всего, в чем люди обыкновенно ищут своего благополучия. — Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий, сопровождающийся добродетельною жизнью. — Много путей, ведущих нас к Богу, и цель этого божественного устроения. — Как нужно вести себя во время болезни? — Как можно сделаться мучеником и в настоящее время? — Как нужно понимать изображенное в этом псалме блаженство боящихся Господа? «И увидишь сынов сынов твоих».