Евфимий Зигабен

25. Прильпе земли душа моя; живи мя (дай мне жизнь) по словеси Твоему. Едва, говорит, я не прилип долу к земле, т. е. весьма смирился: почему и прошу, чтобы Ты дал мне жизнь по закону твоему. Или я прилепился и пристрастился к земным вещам и прочее. *)

*) Другой говорит: Говоря сие, Давид показывает единение души с телом, взятым из персти земной. А за сим, по Феодориту, выражает и великое и добровольное смирение свое, вид которого принял на себя за свои грехи, надеясь получить чрез оное жизнь, по слову Бога, возносящего того, кто смиряет себя. А по словам Безименного, пророк быть может исповедывается касательно своей души, что она прежде чрез падение в злословие оставила было обязанность прилепляться к Господу, и по причине оного прилепилась к земле, пристрастилась к земным предметам, и унизила естественную свою высоту и достоинство; ибо всякая согрешающая душа привязана к персти. А в законе сказано: в след Господа Бога Твоего ходи, и к Нему прилепляйся. Феодора: Псалмопевец здесь выражает смиренномудрие и плод оного: ибо когда кто по смирении своему прилепится к земле, говоря с Авраамом: я есмь земля и пепел, тогда, по слову Божии, будет жить, т. е. в том блаженстве, о котором сам возвестил в Евангелии: блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное. Оригена: Ныне душа прилепилась к земле, и сделалась перстию; а в воскресение плоть прилепится к душе, и будет как душа, которая, прилепившись ко Господу, в воскресение будет с ним один дух, и самое тело будет духовно; а это согласно с следующими словами: смирилась в персть душа моя; прилипло к земле чрево наше.

26. Пути моя возвестих, и услышал мя ecu. Научи мя оправданием Твоим. Я, говорит, открыв Тебе, Господи, грехи мои, просил прощения в них, и Ты услышал меня: ибо говори, как написано, ты о беззакониях твоих первый, чтоб оправдаться (Исаии 43, 26). И потому на будущее время научи меня точнее и основательнее заповедям Твоим, чтобы мне не согрешить опять. *)

*) Евсевия: Кто ходит по воле плоти и помышлений, тот ходит своими путями; а кто отступил от грехов, тот ходит путями Божиими. Златоуста: Слова: пути мои и прочие согласны с следующими: я сказал: возвещу на себя беззаконие мое пред Господом.

27. Путь (в пути) оправданий Твоих, вразуми ми и поглумлюся (углублюсь умом) в чудесех Твоих. Дай, говорит, мне, Господи, уразуметь путь закона Твоего, и я впоследствии времени без сомнения часто буду поучаться в произведенных Тобою чудесах, услаждаясь откровением их, которое даровано мне Тобою. *)

*) Златословесного: Прилично пророк молится о даровании божественного разумения, чтобы мог узнать путь правды и как-нибудь не обманулся и, вместо добродетели не принял порочного (пути), так как пороки близки к добродетелям. Феодорита: Нам нужно божественное разумение, чтобы по закону Божии проходить путь добродетели, и упражняясь в милосердии к людям, не иметь в виду тщеславия, чтобы подвижнику не искать человеческой похвалы, и целомудренному жить в целомудрии, по любви к сей добродетели, а не по причине срама невоздержания. Итак, прилично молится о даровании ему божественного разумения, чтобы мог знать признаки пути правды.

28. Воздрема душа моя от унынии; утверди мя в словесех Твоих. Ослабела, говорит, душа моя от уныния и малодушия, которые причиняют заботы о мирских вещах, и непрерывная брань с бесами. Посему утверди и укрепи меня в словах Твоих, т.е. в размышлении о заповедях Твоих, чтобы не удаляться от оного; так как чрез сие размышление я буду в состоянии удалять дремоту уныния. *)