Толкование на книгу Бытия

Основанием таковой уверенности ее долж>но полагать Божие о Иакове предопределение, его личное достоинство и недостоинство брата его и тайное при сем самом случае от Бога внушение.

class="postLine">Богатую одежду. Буквально с еврейского вожделенную. Иероним (Quaest. Hebr.) у раввинов занял мнение, что то была одежда священнодейственная.

Я Исав, первенец твой и проч. В сей речи толкователи находят троякую ложь и осуждают Иакова. Сам Иаков называет свой поступок обманом (12), равно как и Исаак (35). Однако Исаак не осудил Иакова, ибо не отнял хитростью похищенного благословения.

Некоторые стараются дать сему происшествию лучший вид чрез открытие в нем преобразовательного знаменования; но преобразование не переменяет истории, и характер лиц или деяний прообразовательный, который зависит от устроения Божия, не исключает суждения о характере нравственном, который от свободы человеческой. Фараон не потому достоин осуждения, что был образом отверженного князя тьмы; Иаков не потому прав, что был образом избранных и предопределенных благодатию.

Если что может объяснить и оправдать его поступок, то разве примечание нерешимости в Исааке, который для благословения Исава желал иметь знамение от Бога, уверенность в откровении воли Божией чрез Ревекку и, наконец, то, что Исав, правым или неправым образом, впрочем добровольно, с клятвою отрекся от первородства в пользу Иакова.

Как это так скоро и проч. Исаак удивляется скорости ловли, а Иаков, применяясь к намерению ловли, представляет скорость ее благоприятным от Бога знамением.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВУ

24. Спросил вновь: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. 25. Потом Иаков сказал: подай мне, я буду есть что изловил ты, сын мой, дабы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. 26. Наконец, Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. 27. Он подошел и поцеловал его. И обонял Исаак запах от одежды его и благословил его, говоря: вот, запах от сына моего, как запах от нивы (полной), которую благословил Господь. 28. Итак, да даст тебе Бог от росы небесной и от тучности земной, и множество пшеницы и вина. 29. Да покорствуют тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны.

Поцелуй меня, сын мой. Богодухновенные мужи употребляют сие действие не как простой обряд ласки, но яко видимое действие благодатного общения душ (1 Цар. X. 1).

И благословил его. Благословение Исаака рассматривать должно не как желание только, но как пророчество. Ибо он, по выражению Апостола, благословил верою о будущем (Евр. XI. 20). По сему‑то его благословение исполнилось, хотя он и не знал, над кем произносил его.

Вот запах от сына моего, как запах от нивы (полной), которую благословил Господь. Слово полной утрачено в тексте еврейском, но читается в самаритянском, греческом и латинском Св. Иеронима. Полною делается нива сеянием и возрастанием постоянным; благословляется дождем, благорастворением воздуха и обилием плодов.

Сравнение запаха от одежды с запахом от нивы относится к особливому известному в древности роду благовоний, который уподоблялся благоуханию земли, освеженной дождем [30].

Образ благословений нередко был заимствуем от вещей видимых и, по–видимому, случайных, как, например, от имен благословляемых. Так и Исаак начинает благословение свое от благоухания риз своего сына. Быть может, что сие благоухание на сей раз произвело в нем необыкновенно сильное и приятное впечатление, которое послужило ему возбуждением и вразумлением.

От росы небесной. В странах жарких, где дожди редки, недостаток сей восполняется обильною росою вечернею и утреннею [31]. Почему в благословениях и проклятиях росою означается влияние воздушных перемен на обилие или скудость плодов земных (Втор. XXXIII. 13. 28. Агг. I. 10, И).