Толкование на книгу Бытия

24. Спросил вновь: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. 25. Потом Иаков сказал: подай мне, я буду есть что изловил ты, сын мой, дабы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. 26. Наконец, Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. 27. Он подошел и поцеловал его. И обонял Исаак запах от одежды его и благословил его, говоря: вот, запах от сына моего, как запах от нивы (полной), которую благословил Господь. 28. Итак, да даст тебе Бог от росы небесной и от тучности земной, и множество пшеницы и вина. 29. Да покорствуют тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны.

Поцелуй меня, сын мой. Богодухновенные мужи употребляют сие действие не как простой обряд ласки, но яко видимое действие благодатного общения душ (1 Цар. X. 1).

И благословил его. Благословение Исаака рассматривать должно не как желание только, но как пророчество. Ибо он, по выражению Апостола, благословил верою о будущем (Евр. XI. 20). По сему‑то его благословение исполнилось, хотя он и не знал, над кем произносил его.

Вот запах от сына моего, как запах от нивы (полной), которую благословил Господь. Слово полной утрачено в тексте еврейском, но читается в самаритянском, греческом и латинском Св. Иеронима. Полною делается нива сеянием и возрастанием постоянным; благословляется дождем, благорастворением воздуха и обилием плодов.

Сравнение запаха от одежды с запахом от нивы относится к особливому известному в древности роду благовоний, который уподоблялся благоуханию земли, освеженной дождем [30].

Образ благословений нередко был заимствуем от вещей видимых и, по–видимому, случайных, как, например, от имен благословляемых. Так и Исаак начинает благословение свое от благоухания риз своего сына. Быть может, что сие благоухание на сей раз произвело в нем необыкновенно сильное и приятное впечатление, которое послужило ему возбуждением и вразумлением.

От росы небесной. В странах жарких, где дожди редки, недостаток сей восполняется обильною росою вечернею и утреннею [31]. Почему в благословениях и проклятиях росою означается влияние воздушных перемен на обилие или скудость плодов земных (Втор. XXXIII. 13. 28. Агг. I. 10, И).

И от тучности земной. Как степень земного плодородия зависит частью от растворения воздуха, частью же от свойства земли, то Исаак с дарами от росы небесной соединяет дары от тука земли; то есть желает потомкам своего сына обитания на земле, по свойству своему плодоносной.

Да покорствуют тебе народы и проч. Здесь разуметь можно народы разноплеменные, как Хананеев и Филистимлян.

Будь господин над братьями твоими и проч. Здесь разумеются народы единоплеменные, как потомки Исава.

Проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны. Сие благословение, поелику в простом своем знаменовании чрезмерно велико и несообразимо с событием, должно иметь высшее и более глубокое значение. Те, которые благословят Иакова верою в благословенное семя, благословятся благодатью; проклинающие неверием проклянутся отвержением.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИСАВУ

30. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, тотчас Исав, брат его, пришел с ловли своей. 31. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, батюшка; ешь что изловил сын твой, дабы благословила меня душа твоя. 32. Но Исаак, отец его, сказал ему: кто ты? Он отвечал: я сын твой, первенец твой Исав. 33. Тогда Исаак вострепетал трепетом великим до крайности и сказал: кто же это, который достал дичи и принес мне, и я ел все прежде, нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословен! 34. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма жалостный вопль и сказал отцу своему: родитель мой! благослови и меня, 35. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. Тогда Исав сказал: недаром дали ему имя Иаков; он запнул меня уже два раза: он взял первородство мое и вот теперь взял благословение мое. И сказал Исав отцу: неужели ты не оставил мне благословения? 37. Исаак сказал в ответ Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; обещал ему и обилие пшеницы и вина; что же я сделаю тебе, сын мой? 38. Но Исав сказал отцу своему: неужели, батюшка, одно это у тебя благословение? благослови и меня, батюшка! И поднял Исав вопль и стал плакать. 39. Тогда ответствовал ему Исаак, отец его, и сказал ему: вот будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная свыше; 40. но ты будешь жить мечом твоим, и будешь рабом брату твоему, будет, однако, время, что ты, воспротивясь, свергнешь иго его с выи твоей.

Тогда Исаак вострепетал и проч. И смятение при открытии нечаянности, и твердость Исаака в данном благословении изъясняются тем, что, произнося его, чувствовал он себя в состоянии вдохновения. Почему первая мысль его была: каким образом к действию вдохновения могло примешаться заблуждение? И она возмутила его. За нею следовала другая: что внушенное Богом слово не может быть погрешительно, и он подтвердил произнесенное прежде благословение. Такая непоколебимость среди толикого замешательства есть верный признак души, на все взирающей в Боге и в Боге утвержденной.