Толкование на книгу Бытия
В Дофан. Место, по сказанию Иеронима (in L. Η), лежавшее не в дальнем расстоянии от Сихема к северу.
Сновидец. Еврейское выражение владыка снов более знаменательно и более укоризненно для Иосифа. В нем, как думает Абарбенел, заключается мысль братьев, что Иосиф выдумал сны свои.
Стираксою. Еврейское DND3 Акила переводит ςυρακα. Бохарт (Hieroz, p. II. L. IV, с. 12.) доказал, что Сирия стираксою изобиловала.
Бальсамом. Сок из дерева сего же имени. Так Ήϋ изъясняет Р. Симеон.
Мидианитские. Те, которые выше названы Измаильтянами, теперь называются Мидианитянами. Сие смешение имен объясняется тем, что первое есть более известное и общее имя народа, а другое — частное название племени подчиненного (Суд. VIII. 22. 24. 26).
За двадцать сиклей серебра. В законе Моисеевом за убиенного нечаянно раба повелено было изыскивать по 30 сребреников, а Иосиф продан только за 20. Так мало некогда стоил спаситель Израильтян и Египтян!
Куда я денусь? Рувим паче прочих сокрушается о Иосифе, как старший из братьев и потому обязанный пещися о всех прочих. Но скорбь его не есть еще чистое раскаяние, а только страх гнева отеческого; почему и сопровождается не признанием пред Иаковом, а обманом.
С печалию пойду к сыну моему в шеол!? NVJ знаменует глубокое подземное и мрачное место (Втор. XXXII. 22. Иов. XXVI. 6. Ис. XIV. 11. Иона. II. 2. 3), гроб (Пс. С XL. 7. Ис. XIV. 15), в отличение от слов Ύ12 бор, Ч2р кебер и mnp кебура — состояние умерших. Сие значение по необходимости должно иметь место в пророчестве Исаии о царе Вавилонском, который представляется нисходящим в шеол (XIV. 9) и в то же время лишенным гроба (18, 19). В словах Иакова схождением к сыну в шеол, подобно как в истории Авраама присоединением к народу своему (Быт, XXV. 8), указуется общее состояние по смерти. Подобные выражения в одном и том же разуме совокупляются у Иезекииля (XXVI. 20).
Евнуху. Здесь имя сие значит царедворца или вельможу, каковыми на востоке часто были евнухи.
Начальнику телохранителей. По Иерониму, начальнику воинов.
В приключениях Иосифа есть такие сходства с состоянием уничижения и прославления Иисуса Христа, что многие принимают оные за образ сих состояний.
Иосиф — первенец Рахили возлюбленный: Иисус, первенец Марии благодатный (Лк. I. 28).
Иосиф — сын, любимый Иаковом паче всех сынов его (Быт. XXXVII. 3). Иисус — Сын Божий возлюбленный, в коем все благоволение Бога Отца (Мф. ИИ. 17).
Иосиф посылается к братьям своим и овцам Иакова (Быт. XXXVII. 14). Иисус — к овцам погибшим дому Израилева (Мф. XV. 24).