Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

У Илия было два сына: Офни и Финеес — люди нечестивые. Будучи Священниками, они нерадиво исполняли обязанности своего звания и даже своими поступками оскорбля­ли и соблазняли народ, приходивший к Ски­нии для жертвоприношений, и охлаждали его усердие к Богослужению. По излишней любви к сыновьям, или по слабости, происходившей от преклонных лет, Илий не употреблял до­вольно решительных и строгих мер к прекра­щению беспорядков, и Бог объявил ему, что в наказание за это право Священства будет от­нято от племени его.

Однажды Самуил заснул в храме Господнем, где был Кивот Завета, и Господь воззвал к нему ночью: «Самуил! Самуил!» Думая, что зовет его Илий, Самуил поспешил к нему и спросил, что ему угодно: Илий отвечал, что он не звал его и велел ему идти спать. Но когда глас, звавший Самуила, повторился еще дважды, то Илий ска­зал ему: «Поди, спи, а если услышишь, что тебя опять будут звать, отвечай: глаголи, Господи! Слышит раб твой». Самуил опять заснул, и Го­сподь опять явился и воззвал к нему - он от­вечал, как научил его Илий, и Господь возве­стил ему о ужасных бедствиях, которые долж­ны были постигнуть Илия и все его семейство, и которыми Он уже угрожал первосвященни­ку за то, что он не обуздывал недостойного по­ведения детей своих. Утром Самуил пошел, по обыкновению, отворять двери дома Господ­ня и боялся рассказать Илии о своем видении: но Илий призвал его и убедил рассказать, что открыл ему Господь. Самуил все рассказал ему в точности и ничего не скрыл от него: Илий с смиренной покорностью правосудию Божию и с готовностью претерпеть наказание, которое заслужил дурным воспитанием своих детей, от­вечал: «Да будет воля Господня».

Самуил возрастал и Бог был с ним: все, что он говорил, исполнялось, и весь Израиль при­знал его Пророком Господним.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Счастливы матери, которые подобно Анне, матери Самуила, уверены, что дети их при­надлежат Богу, а не им; что они им вверены как драгоценный залог, в котором они должны будут отдать отчет Богу, и по этому они долж­ны воспитывать их в страхе Божием и люб­ви к Богу, стараясь с младенчества направить их на путь добродетели. «Юность, - говорит Св. Василий Великий, - подобна мягкому и нежному воску, который принимает всякую форму, которую ему хотят дать, и легко усту­пает внешнему действию». Одна благочести­вая мать беспрестанно повторяла своему сыну: «Сын мой! Я люблю тебя более самой себя: но я лучше желаю видеть тебя мертвым, нежели оскверненным каким-нибудь смертным гре­хом». — Воспитание, основанное на таких нача­лах, приносит богатые плоды.

Не довольно того, чтобы отец сам был до­бродетелен; он должен стараться сделать таки­ми же и детей своих, с кротостью и твердостью исправлять их пороки и принимать предосто­рожности для ограждения их от опасностей, которые на каждом шагу встречаются в мире. Те, которые нерадят о воспитании детей своих, становятся более губителями их, нежели отца­ми. «Итак, будьте, - восклицает Св. Киприан, — истинными отцами детям вашим, а не предате­лями, отдающими их во власть диавола».

Все, что Священное Писание говорит нам о младенчестве и юности Самуила, представля­ет важное нравоучение для детей - они находят в Самуиле превосходные примеры всех добро­детелей, соответствующих их возрасту: неиз­менная верность обязанностям, охотное послу­шание, совершенная покорность, простота и не­винность, преспеяние в добродетели по мере возрастания. Почти в тех же чертах Священное Писание представляет нам и юность Христа.

Не должно ставить в вину религии поро­ки некоторых ее служителей и соблазн, про­изводимый худыми христианами: Церковь, по материнской заботливости, не первая ли напоминает каждому из чад своих об их обя­занностях? Посмотрите, как она их беспре­станно увещевает, ободряет и, в случае нужды, угрожает им наказанием! Она, во имя их спо­койствия в сей и блаженства в будущей жизни, заклинает их принести покаяние, если они имели несчастие пасть, убеждает пребывать в молитве, стараясь сделаться святыми и на- зидать других добрыми примерами.

Низвержение идола Дагонова

Филистимляне напали на Израильтян и одержали над ними победу: сыно­вья первосвященника Илия, находившиеся в войске с Кивотом Завета, были убиты, а сам Кивот Завета взят Филистимлянами; Илий, пораженный вестью о сём, упал со своего седа­лища и умер. Так исполнилось предсказание Са­муила о сем несчастном семействе. Кивот Завета, взятый Филистимлянами, был отнесен в столи­цу их Азот и поставлен в капище Дагона, подле сего идола: но на следующий день они увидели Дагона распростертым на земле ниц перед Ки­вотом. Они подняли его и поставили на прежнее место, но и на следующий день случилось то же самое; притом голова, руки и ноги идола, отде­ленные от туловища, лежали на пороге капища. Господь наслал различные бедствия на жителей Азота: весь город пришел в смятение, и старей­шины решились удалить Кивот из города. Та­ким образом, Кивот был перевозим из одного го­рода в другой, и в каждом присутствие его было ознаменовано губительной болезнью жителей, так что, наконец, Филистимляне должны были познать перст Божий в бедствиях, которые тяго­тели на них, и возвратить Святыню Евреям.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Победа Филистимлян над Израильтянами, взятие Кивота Завета, наказание Илия и детей его представляют великие уроки, как для це­лых народов, так и для каждого человека. Из­раильтяне своей неблагодарностью к Богу сделались недостойным того, чтобы обладать Святым Кивотом Господним. Филистимля­не имели высокую идею о святости Кивота и о могуществе Бога Израилева, Которого Престо­лом он был: они приняли его с радостью и по­ставили в храме, но этот храм был осквернен присутствием в нем идола; они поставили его подле этого идола, намереваясь соединить вме­сте служение истинному Богу и божествам ложным. Но они не подумали о том, что Бог Из- раилев есть Бог ревнитель, Который не терпит совместников, и за это были поражены мечём Его правосудия.

Бог, в наказание за это, попускает их порабощать пороками и постыдными стра­стями, подобно тому, как по Апостола Павла, языческие философы за то, что премениша ис­тину Божию во лжу и почтоша и послужиша твари паче Творца, преданы были в страсти бесчестия и в неискусен ум творити неподоб­ная (Рим.1, 23, 26, 28.).

Но как Бог попустил, чтобы Кивот Завета перешел таким образом во власть врагов Его на­рода? - Господь хотел посрамить в Израильтя­нах суетную надежду угодить Ему одним наруж­ным поклонением, чуждым духа веры и любви, и в тоже время явить славу своего могущества перед язычниками. Кивот Завета, престол Бо­жий, приносится в землю Филистимскую как бы побежденным и плененным, и между тем, застав­ляет почитать себя, как победителя и владыку; как военная добыча, он поставляется в капище Дагона, и заставляет самого идола поклоняться себе; падший идол восставляется, но сила Свя­тыни Божией опять повергает его долу и сокру­шает. Он заставляет с торжеством переносить себя из города в город, дабы обитатели всей зем­ли Филистимской познали, что Бог Израилев есть Единый Бог, великий и страшный: действи­тельно они познали это и, испытав тяжесть руки Его, были принуждены с честью отпустить Кивот и проводить его до пределов земли Израильской.