Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Примеру Елеазара последовали семь братьев, юные Маккавеи, вместе со своей матерью: му­читель заставлял их вкусить свиного мяса, во­преки закону Моисееву - но ни истязания бича­ми, ни другие мучения не могли поколебать их твердость. Старший из них сказал царю: «Чего хочешь ты от нас? - Мы готовы скорее умереть, нежели преступить отеческие законы». Раз­драженный Антиох повелел отрезать ему язык, содрать с него кожу и, отрубив руки и ноги, жарить его на раскаленной сковороде. Мать и братья его, смотря на его мучения, ободряли друг друга к мужественной смерти.

Когда первый испустил дыхание, повели на мучение и второго: содрав ему кожу с голо­вы, спросили его: хочет ли он исполнить волю царя? - Но отрекся и подвергся участи брата своего: он испустил дух, исповедуя свое упова­ние на Бога и надежду воскресения и живота вечного. При последнем издыхании, сказал он царю: «Ты отнимаешь у нас временную жизнь: но Царь мира нас, умирающих за Его закон, воскресит в воскресении живота вечного».

Третий на угрозы мучителя неустрашимо от­вечал: «От Бога получил я жйзнь - не страшусь мучений за Его закон: от Него надеюсь получить жизнь вечную». Царь и бывшие с ним удивля­лись твердости юноши, но ничто не могло поко­лебать их жестокости - и он был замучен.

Такой же участи подвергся и четвертый. При последнем издыхании, он обратился к царю и сказал ему: «Мы, убиваемые от человеков, воскресения чаем от Бога: Тебе же воскресения в жизнь вечную не будет».

Пятый, будучи предан мукам, воззрел на царя и сказал ему:

«Хотя ты облечен властью, но ты такой же смертный человек, как и мы: не думай, чтобы Бог нас оставил без защиты и тебя без наказа­ния. Ты некогда познаешь власть Его над со­бой, и гнев Его откроется на тебе самом и на всем роде твоем».

Шестой умирая, сказал царю: «Мы страж­дем и умираем за грехи наши: но ты, враг Бо­жий, не надейся остаться без наказания!»

Между тем, мать бестрепетно взирала на страдания сынов своих и каждого из них уве­щевала не изнемогать в вере отцов и мужествен­но идти на смерть. «Я не знаю, - говорила она, - как зачала вас во чреве моем; я не дала вам душу и жизнь, не я образовала ваши члены: но Творец мира, создавший род человеческий. - Не щадите своей жизни ради законов Его: Он паки оживотворит вас!» Антиох, испытав безуспеш­ность угроз и мучений, младшего из Маккавеев хотел лестью и обещаниями преклонить к идо­лопоклонству, с клятвой обещая осыпать его за это почестями: но юноша не колебался. Тогда мучитель повелел матери стараться советами своими склонить его к исполнению воли цар­ской. - Но она сказала сыну своему: «Сын мой! Сжалься надо мной, носившей тебя в чреве сво­ем, питавшей тебя молоком своим и с такими заботами воспитавшую тебя до сего возраста! .Воззри на небо, на землю и на все, что их на­полняет, - все это и род человеческий сотворе­ны из ничего Богом: не отрекайся от него ради мук, но умри бестрепетно и яви себя достой­ным братьев твоих, чтобы я тебя вместе с ними сподобилась встретить в селениях вечной радо­сти». Едва она успела это сказать, как юноша обратился к мучителям и сказал им: «Чего вы ждете? - Я не слушаю повеления царева, но по­винуюсь закону, данному отцам нашим через Моисея. - Но ты, причинивший столько зла народу Иудейскому и поднявший руку на рабов Господних, не избегнешь гнева Божия. Братья наши, по кратковременных страданиях, по­лучили живот вечный, по обетованию Божию: а ты, по праведному суду Божию, будешь на­казан за твою гордыню. Подобно братьям моим, я предаю душу и тело мое за отеческие законы, призывая милость Божию на Израиля: а ты не­когда страданиями и терзаниями приведен бу­дешь в сознание и исповедуешь, что Бог един есть. Я с братьями моими понесу на себе гнев Вседержителя, на весь народ наш». Слыша это, царь пришел в ярость и повелел предать отрока лютейшим мучениям.

За сынами последовала и доблестная мать их.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Благословен Бог и Отец Господа нашего Ии­суса Христа, иже по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради (I Петр. I. 3-4). И в Ветхом Завете надежда воскресения и вечной жизни сияла, как лучезарная звезда: а мы непоколе­бимое утешение и залог ее имеем в воскресении Иисуса Христа. Блажен, кто в ней ищет утеше­ния среди трудностей и скорбей, отрады и одо­брения в подвигах самоотвержения, защиты от страха смерти. Жалки мнимые счастливцы мира сего, живущие без упования вечной жиз­ни и в одних благах и утехах скоропреходящих и непостоянных ищущие удовлетворения жела­ниям души, созданной для бессмертия!

ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ЗАВЕТА

Св. Дева Мария посещает Елисавету

(Ев. От Луки гл 1. стр. 39 и далее)