THE GOSPEL STORY OF GOD THE SON, WHO BECAME INCARNATE FOR OUR SALVATION, SET FORTH IN SEQUENTIAL ORDER IN THE WORDS OF THE HOLY EVANGELISTS

Отпустив Апостолов на проповедь, Сам Господь пошел по городам — в Вифсаиду, Капернаум. Это седьмое Его здесь пребывание до возвращения Апостолов, которых возвратившихся принял Он здесь. Надобно полагать, что на проповедь Апостолы были посланы из какого–либо места в предыдущее хождение Господа по Галилее.

Между тем как это происходило, Ирод, услышав о дивных делах Господа, пришел в смятение. Подумалось ему о Господе, что это Иоанн Предтеча воскрес, которого он усекнул. О сем смятении Ирода в связи с посланием святых Апостолов на проповедь говорят евангелисты Марк и Лука. Говорит о нем и святой Матфей, но в другом сочетании событий; впрочем, только предыдущих, последующие же и у него те же, что у тех.

Помянув о смятении Ирода, святой Матфей описывает и усекновение главы Предтечи Господня Иоанна, бывшее причиною Иродова смятения. То же делает и святой Марк. Вероятно, Иоанн Предтеча был усекнут незадолго пред этим. На это указывают и смятение Иродово, еще живое, и особенно то, что, по евангелисту Матфею, Господь теперь только услышал о сем; ученики же Иоанновы возвестили Ему о сем тотчас по погребении святого Иоанна. Это извещение вместе с необходимостию дать отдых Апостолам по возвращении их было причиною скорого удаления Господа в пустыню Вифсаидскую. Помещаем сказание об усекновении в связи со смятением Ирода, как оно стоит и у евангелистов.

Седьмое хождение Господа по Галилее

Возвратились Апостолы и рассказали Господу, как действовали во время проповедания по Галилее. Господь сначала послал их одних в Вифсаидскую пустыню, но потом и Сам пожелал отправиться вместе с ними. И отплыли туда все вместе.

Им желалось быть незамеченными. Но народ увидел и догадался, в чем дело. Пеший бросился он в ту пустыню и упредил прибытие туда Господа с Апостолами.

Прибывши в ту пустыню, Господь побыл немного на горе. Но, видя, что народ дожидает Его, сошел к нему и учил его много, до самого вечера, и всех требовавших исцеления исцелил.

Потом, не хотя отпустить их голодными, насытил их всех пятью хлебами и двумя рыбами. Народу же было пять тысяч, кроме жен и детей.

Затем повелел ученикам садиться в лодку и плыть на другую сторону, а Сам, отпустив народ, взошел на гору помолиться.

На море поднялась буря, и ученики бедствовали. Видя это, Господь, кончив молитву, пошел к ним по волнам. Увидев Его, ученики смутились. Успокоив их и извлекши из воды Петра, бросившегося к Нему в море по позволению Его и после краткого по водам ступания от страха начавшего утопать, Господь вступил в лодку, — и тотчас лодка пристала к берегу. Но место то было не Капернаум, куда они направлялись, а Геннисарет, лежавший ниже Капернаума. Их снесла туда буря.

Это было уже утром. Стекся народ, но Господь, облагодетельствовав его всякого рода исцелениями, направился в Капернаум, куда и прибыл в то же утро.

Восьмое пребывание Господа в Капернауме

Это пребывание ознаменовано пространною беседою о хлебе небесном, которою одною и ограничилось действование Господа здесь.

О насыщении пяти тысяч говорят все четыре евангелиста; о хождении по водам — святой Матфей, святой Марк и святой Иоанн; о выходе на берег в Геннисарете и чудодействовании там и на пути оттуда — евангелисты Матфей и Марк. Беседу после сего в Капернауме передает один святой Иоанн.