Толковани на Псалмы

(19). Вонми души Моей, и избави ю от обдержащей ее смерти. Враг Моих ради избави Мя. Тою обидою, какую потерпели мы от мысленных врагов, преклоняет Отца на милость к нам.

(20). Ты бо веси поношение Мое. Это подобно сказанному: (8) яко Тебе ради претерпех поношение.

(21). Поношение чаяше душа Моя. Этим начинается описание страданий, ясно описанных и Евангелистами.

(23). Да будет трапеза их пред ними в сеть. Этим изображает, что постигнет иудеев по страдании Его. И как бы так говорит: потерпят они тоже самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом рук его (Ис. 3, 11).

(24). Да помрачатся очи их, еже не видети. И действительно, не помрачились ли, не прияв Солнца правды? И хребет их выну сляцы, потому что постиг их не временный, как у вавилонян, плен.

(26). Да будет двор их пусть. Говорит это по причине опустошения, постигшего Иерусалим. И в жилищах их да не будет живый, то есть из них самих, потому что никто из иудеев не обитает в жилищах Иерусалимских.

(27). Зане егоже Ты поразил ecu, mиu погнаша. Указание причины, почему потерпят они такие бедствия. Подобно же это сказанному: поражу пастыря, и разыдутся овцы (Мф. 26, 31). Так, не прияв Того, Кто по благоволению Твоему приял поражение в страдании, сами себя лишили они собственного своего спасения. И к болезни язв Моих приложиша. Говорит это, потому что Христос Сам Себя смирил, они же предали Его смерти.

(28). Приложи беззаконие к беззаконию их. И это говорит, потому что и по распятии и по воскресении клеветали на Него. И да не внидут в правду Твою. Да будут удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным.

(29). Да потребятся от книги живых. Хотя и были вписаны, потому что им даны обетования, но, поелику сделали и то и другое, по справедливости будут изглажены.

(30). Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Здесь проповедуется евангельское житие, какое предначал нищий по Богу, которому и сказано: блажени нищии духом (Мф. 5, 3). Входит же и сей нищий лик, благодаря о спасении, соделанном ему Единородным, ибо Он есть образ Отца. Возвещается также, что будут уже приносимы не кровавые жертвы, но паче жертвы хвалы и духовного песнопения.

(33). Да узрят нищии и возвеселятся. Познав cиe, возрадуются нищие духом. Говор ять же это Апостолы ради тех, которые чрез них уверовали во Христа.

(34). Яко услыша убогия Господь. Какую же услышал молитву, кроме той, в которой молился за них Единородный? И о чем молился, как не об избавлении их от уз смерти? Посему сказано: и окованныя Своя не уничижи. Ибо расторг узы всех, сказав сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся (Ис. 49, 9). И окованныя Своя не уничижи. Не презрел нас бедствовавших. И хорошо наименовал нас окованными за то, что потерпели это.

(35). Да восхвалят Его небеса и земля. Если радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 7), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за cиe Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: море и вся живущая в них. Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами: в них - означается: и на земле, и в море.

(36). Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради иyдeucmиu. Кого именует Сионом, как не святую Церковь, в которой созданы грады, то есть восставленные души человеческие? Они были падшими, когда не ведали Бога, но восставлены исповеданием, потому что иудея толкуется: исповедание. И вселятся тамо, и нacледяm и. Пребывающие ныне в пленении, по возвращении, созиждут грады свои и вселятся в них. И не сами только будут обитать в них, но и сыны, и внуки их. Ибо пророк присовокупил и это.