Толковани на Псалмы

106

А ллилуия.

(1). Исповедайтеся Господеви, яко благ. По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.

(3). От восток, и запад, и сквера, и моря. Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?

(4). Пути града обительнаго не обретоша, потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.

(5). Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе, потому что не имели у себя хлеба, укрепляющего сердце человеку, ни воды живой, о которой сказано: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Ин. 4, 14).

(7). И настави я на путь прав, т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Внити во град обительный. Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.

(8). Да исповедятся Господеви милости Его... (9). Яко насытил есть душу тщу. Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: (5) алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? И душу алчущу исполни благ, т. е. мысленного хлеба.

(10). Седящия во тме, и сени смертней. Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что (11) преогорчили Бога и раздражили совет Вышняго. От величества бо и красоты созданий надлежало Рододелателя всяческих познавать (Прем. 13, 5), и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во тьме и сени смертней, у которых окованы и омрачены разумные силы души, изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих (Рим. 1, 23). Окованныя нищетою и железом. Пленицами своих грехов кийждо затязается (Прит. 5, 22), обнищав от всего доброго и прекрасного.

(11). Яко преогорчиша словеса Божия, нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша. Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu (1 Тим. 2, 4)?

(12). Изнемогоша, и не бе помогаяй, потому что никто не был в силах истребить грех.

(13). И от нужд их спасе я. Какая же нужда больше этой - в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?

(14). И узы их растерза. Словом растерза показывает мгновенное истребление греха.