Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

А двенадцать врат — двенадцать жемчужин. Каждые врата были из одной жемчужины.

Двенадцать врат очевидно означают двенадцать учеников Христа, явивших нам дверь и путь жизни. Двенадцать бисеров — тоже они, как получившие блеск и просвещение от единого бисера Христа.

Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Благ горнего города нельзя с точностию объяснить одним сравнением. Поэтому площадь города представляется подобной золоту за свою многоценность, а за чистоту — подобной кристаллу. В нашем представлении оба эти свойства не могут быть выражены одним словом. Совершенное же знание вышнего города превосходит и слух, и взор, и мысль.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

И храма не видех в нем. Нет нужды в храме для города, имеющего своим покровом и охраною Бога, Которым мы живем, и движемся и есмы. Ибо, по обетованию, Он есть и храм святых, и обитатель, как в них живущий и ходящий (2 кор. 6,16). Агнец означает Агнца Божия, за нас закланного, с Которым существенно соединен и Животворящий Дух, представленный ниже под образом реки.

И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды; Оно есть слава и его светило (Ис. 60,19), в свете которого пойдут спасенные народы.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем, а ночи там не будет.

Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися — это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.

И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Слава и честь народов означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6, 14).

Статья шестьдесят восьмая

О чистой реке, казавшейся исходящей от престола