Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды; Оно есть слава и его светило (Ис. 60,19), в свете которого пойдут спасенные народы.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем, а ночи там не будет.

Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися — это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.

И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Слава и честь народов означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6, 14).

Статья шестьдесят восьмая

О чистой реке, казавшейся исходящей от престола

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

Рекою, исходящею из Церкви, называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его, увеличившихся, по слову Псалмопевца, паче песка (Пс. 138,18).

Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцатьраз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

Река, говорит он, напояет святых, насажденных при ней, названных иносказательно древом жизни за причастие и подражание древу жизни — Христу. Они производят двенадцать плодов, то есть непрерывно дают плоды, потому что там не будет зимы греховной, заставляющей, как это наблюдаем теперь, древо жизни ронять свои листья, но тогда начнется век непрестанного плодоношения святых. Приноровительно к обычному у нас годообращению, а также и ради проповеди апостольской он называется здесь двенадцатимесячным. Этот же стих можно объяснять и иначе. Под рекою можно понимать, как сказано, дары Святого Духа, ниспосылаемые чрез престол Отца и Сына, то есть херувимов, на которых Бог восседает, как на престоле, на стогны града, то есть на многочисленное общество его; потому что эти дары изливаются от высших к низшим по чинопорядку Небесной иерархии. Древо жизни означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого, ибо в Нем Дух, и Он покланяем в Духе и есть Податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов апостольских даруют нам вечные, неоскудевающие плоды благоразумия. Или же здесь предуказывается лето Господне благоприятное и день воздаяния, о котором говорил пророк.

(Ис. 61, 1–2).

И листья дерева для исцеления народов.

Листья древа жизни — Христа означают тончайшие и пресветлые разумения судеб Божиих, а плоды его — совершеннейшее знание, которое откроется в будущем веке. Для народов, стоящих низшими в делании добродетелей, эти листья будут служить во очищение их неведения и во исцеление. Ибо ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам (1 Кор. 15,41), и многие обители у Отца (Ин. 14,2), чтобы каждого удостоить большей или меньшей светлости по характеру его дел. Это же можно понимать и иначе. Под древам жизни, приносящим двенадцать плодов, можно понимать лик апостольский по причине соучастия его с истинным Древом жизни, даровавшим и нам причастие Своего Божества чрез воплощение. Плоды его суть принесшие стократный плод, а листья — плод в шестьдесят крат. Эти, передавая низшим полученный ими от принесших сторичный плод луч озарения светом Бо–жиим, принесут исцеление и здоровье народам, принесшим плод в тридцать крат. Ибо и между спасаемыми будет различие, как между листьями и плодами: одни прославятся более, а другие менее. Вообще в Священном Писании очень часто одно древо упоминается вместо многих, как равно много случаев, когда употребляется множественное число вместо единственного.