Creation. Diary

Гл. 14. Спустя недолгое время фараон раскаялся, что отпустил евреев; вскоре же запряг свои колесницы и собрал весь народ свой, способный носить оружие, также 600 избранных колесниц, всех коней египетских и сверх того тристаты. Вот он погнался сзади израильтян и нашел их ополчившимися при море. Израильтяне заметили египтян; ужаснулись и подняли вопли к небу, потом стали роптать на Моисея, говоря: «Для нас не было смерти в Египте, так ты вывел уморить нас в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте: оставь нас работать египтянам; да и действительно лучше нам было работать египтянам, чем умирать в этой пустыне». Моисей отвечал им: «Мужайтесь, стойте и смотрите, как сегодня Господь спасет нас; вы видели ныне пред глазами своими египтян, но скоро не увидите их. Господь Сам будет поборать no вас, а вы молчите». Между тем Господь воззвал к Моисею, говоря: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, пусть они идут. А ты возьми жезл свой — простри руку свою на море и рассеки его, пусть израильтяне пройдут посредине моря посуху. Я и ныне прославлю Себя: все египтяне узнают, что Я — Господь». — И вот клялся спереди Ангел Божий, ходящий пред полком сынов израилевых, и пошел сзади их; взялся также спереди и столп облачный и стал позади их, и положил этим разделение между полком египетским и полком еврейским; сделались тьма и мрак, наступила ночь, и оба полка не смешались друг с другом всю ночь.

Моисей между тем простер руку на море: сильным южным ветром Господь взбурлил и разогнал коду морскую, вода расступилась и море стало сушею в известном месте. Израильтяне вступили к море посуху и шли среди двух стен воды, по правую и левую руку. За ними тронулись и египтяне: все кони фараоновы, колесницы и всадники тронулись в море. В утреннюю стражу Господь воззрел на полк египетский, стоявший в столпах огненном и облачном, и привел его в смятение — связал оси колесниц и вел их с трудом. Египтяне сказали: «Побежим от израильтян, потому что Господь Бог поборает за них». Но в это время Господь сказал Моисею: «Простри руку свою на море, пусть соединится вода и покроет египтян, их всадников и колесницы». Моисей простер руку на море, и к следующему дню вода устроилась на место; египтяне бежали под водою, внизу двух стен воды по ту и другую сторону, и вытряс их Господь (как землю, как сор) среди моря. Вода сдвинулась и покрыла колесницы и всадников и всю силу фараонову, никто не остался из них. А израильтяне благополучно прошли по суху. Благодарные за избавление от явной погибели сыны Израиля с вождем своим Моисеем воспели Господу следующую песнь.

Гл. 15. Поем Господу, потому что Он славно прославился, коня и всадника поверг в море. Помощником и Покровителем стал Он для меня на спасение: Он — Бог мой, я буду прославлять Его, Он — Бог отца моего, стану я величать Его. Он — Господь, сокрушающий брани, Господь имя Ему. Колесницы египетского царя со всею его силою повергнул в море, избранных всадник множество потопил в Чермном море. Пучиною покрыл Он их, погрязли они в глубине как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась в силе, десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, множеством славы Своей стер Ты сопротивников, послал гнев Свой, поел он их, как стебли растений. От духа ярости Твоей расступилась вода, воды отвердели как стена; огустели и волны среди моря. Враг говорил: погнавшись, догоню их, разделю сокровища, удовольствую душу мою, убью их мечом, господствовать будет рука моя. Но вот Ты послал Духа Своего, и покрыло их море, погрузились они, как олово в большом количестве вод. Кто подобен Тебе между богами, Господи, кто подобен Тебе? Ты славишься во святых, дивен в славе; Ты творишь чудеса. Ты простер десницу Свою, и их пожрала земля. Между тем этих людей Своих, которых избавил из руки врага, Ты наставил правдою Своею и пр.

Так торжественна и восторженна была песнь сынов Израилевых, избавленных от руки врага. Но и новый Израиль имеет причину так же и еще Польше радоваться, чем старый. Мы избавлены от лютейших врагов, диавола и смерти.

Гл. 16. О крастелях и о манне. Манна в шестой день собиралась в двойном количестве, и в субботу не позволялось ни печь, ни варить. Так и духовный Израиль должен упраздниться в воскресный день от всего житейского и заняться бого мыслием и исследованием дел Божиих.

Гл. 17. Об изведении воды из камня и о войне с амаликитянами. Удивительна сила Креста еще в Нотхом Завете. Крестообразное воздвижение рук Моисеем было причиною победы над Амаликом.

Гл. 18. Совет Иофора, тестя Моисеева, о легчайшем управлении народом.

Гл. 19, ст. 4. Сами видесте, елика сотворих Кгиптяном, и подъях вас яко на крилех орлих и ириведох вас к Себе: и ныне аще слухом послушаетe гласа Моего и сохраните завет Мой, будете Ми людие избранни от всех язык: Моя бо есть вся земля: вы же будете Ми царское священие и язык свят.

Как это величественно, по-Божески! Господь говорит Моисею: «Вот, Я приду к тебе в столпе облачном, чтобы люди слышали, что Я говорю с тобою, и чрез то всегда верили тебе. Скажи это людям и очисти их ныне и завтра, пусть они вымоют свои одежды. В третий день все должны быть готовы, потому что в третий день Господь сойдет на гору (Синайскую пред всем народом. Народ весь поставь ты вокруг, говоря: смотрите, не восходите на гору и не касайтесь ее ничем; кто прикоснется, тот умрет. Когда же перестанут голоса и трубные звуки и облако отойдет от горы, тогда пусть народ взойдет на гору».

Моисей спустился с горы к людям и освятил их, и они вымыли одежды свои. И сказал им: «Будьте готовы; три дня не входите к женам». В третий день, когда время приближилось к утру, вдруг послышались громы, заблистала молния, мрачное облако покрыло гору Синайскую; трубные звуки сильно оглашали нагорное пространство и окрестности. Все пришли в страх. Вот Моисей вывел людей навстречу Богу из полка и оставил их под горою. Синайская гора вся была в дыму по причине схождения на нее Божия в огне; дым клубился и поднимался вверх, как дым из печи. На всех напал сильный страх. Моисей говорил, Бог отвечал ему в громе: взыди ты и Аарон с тобою: жерцы же и людие да не нудятся взыти к Богу, да не когда погубит от них Господь (ст. 24).

Итак, для пользы же народа, оттого что он не вынес бы ближайшего присутствия Божия, Бог не повелел ему всходить на гору: да не когда, говорит, погубит от них Господь не по чувству мести, потому что Бог бесстрастен, но потому что Он есть Огнь поядаяй для грешников; как солома опаляется или сгорает от огня, так грешник от Бога.

Ищущие сана священства! Вы порываетесь, как народ израильский, взойти на гору Боговедения, но смотрите, способны ли вы перенести явление Божества?

Гл. 20. Изрекается Десятисловие.

Ст. 5—6. Аз есмъ Господь Бог твой... творяй милость в тысящах любящым Мя и хранящым повеления Моя.