Creation. Diary

Гл. 28, ст. 12 и далее. Премудрость же откуду обретеся; и кое место есть ведения? Не весть человек пути ея, ниже обретеся в человецех. Бездна рече: несть во мне: и море рече: несть со мною. Не дастся сокровище за ню, и не известится сребро на изменение (на обмен) ея, и не сравнится со златом... со ониксом честным и сапфиром...

Ст. 20 и далее. Премудрость же откуду обретеся; и кое место есть разуму? Утаися от всякого человека, и от птиц небесных скрыся.

(Как весело и с каким удивлением смотрели люди патриархальные на птиц, парящих в высотах воздушных! Недаром они называли их небесными: их выспренний, небесный полет восторгал их самих). Пагуба и смерть рекосте: слышахом ея славу. Бог благо позна ея путь: Сам бо весть место ея. Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори. Ветров вес и воде меру егда сотворил, тако видяй сочте, и путь в сотрясении громов, тогда виде ю, и поведа ю, уготовав изследи и рече человеку: се, благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение.

Паук не знает, откуда у него такая премудрость — плести правильные, геометрически точные сетки; пчелы не знают, откуда они имеют способность выделывать соты; деревья и травы не смыслят, откуда у них мастерство образовывать изумительную ткань в своей древесине, корнях, листочках и цветах; сам человек производит часто изумительнейшие вещи, но весьма часто не постигает, как он их сделал, откуда взялась у него такая премудрость.

Откуда же обретеся премудрость многоразличная; и кое место есть ведения?

Не весть, воистину не весть человек пути ее: где же она? Бездна говорит, что в ней нет ее; море — тоже. Нельзя купить ее сокровищами света. Откуда премудрость? Пагуба и смерть говорят только, что они слышали ее славу, но не говорят, откуда она. — Бог один хорошо знает ее место. Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров вес и воде меру. Он-то, Всеведущий, все исчислил и взвесил, и самые пути раскатов громовых. Он-то дал всякому созданию премудрость (виде ю и поведа ю). Он сказал человеку: быть благочестивым — значит быть премудрым, а удаляться от зла — значит знать.

Гл. 29, ст. 15. Око бех слепым, нога же хромым, — говорит Иов.

Гл. 30, ст. 15. Отъиде ми надежда якоже ветр, и якоже облак спасение мое.

Ст. 19. Вменявши мя равна брению, в земли и пепеле часть моя. Возопих же к Тебе, и не услышал мя ecu.

Вечный голос — земн<ородных>.

Ст. 23. Дом всякому смертну земля.

Никто не уйдет никуда дальше земли: на земле живем, в земле и погребемся. А сколько у Господа пространства, кроме земли, сколько других миров? Мог ли когда кто-нибудь из смертных пропикнуть куда дальше земли? Никто: только в последнее время на воздушных шарах могли подниматься от земли верст на 8 вверх, не больше. Как ты ограничен, человек! Благоговей же пред Беспредельным!

Гл. 31. Исповедь Иова. Говорит в особенности о своих добрых делах.

Гл. 32, ст. 21 — 22. Человека не постыждуся, но ниже бреннаго посрамлюся: не вем бо чудитися лицу: аще же ни, то и мене молие изъядят.