Creation. Diary

Божественность нашего Спасителя очевидна, между прочим, из того, что на Нем исполнились прообразования и пророчества Ветхого Завета; никакого важного дела в жизни Иисуса Христа не было, которое бы не предсказано было или не прообразовано в Ветхом Завете.

Января 13-го 1857 года.

Мысли при чтении Евангелия от Иоанна

Гл. 1, ст. 3—5. Вся Тем (Ипостасным Словом) быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ. В Том живот бе (как для всего мира, так и, в частности, для разумных тварей), и живот бе свет человеком: и свет во тме светится, и тма его не объят...

Ст. 9—11. Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир: в мире бе (этот Свет истинный, это Ипостасное Слово Божие), и мир Тем быстъ (получил бытие), и мир Его не позна: во своя прииде, и свои Его не прияша (во своя, то есть к народу израильскому, которому постоянно покровительствовал, в котором сделал бесчисленное множество чудес, которого руководил, как отец руководит дитя свое).

Чудное дело: приходит во плоти на землю Творец мира —

Даже народ, который Он усвоил Себе, избрал из всех народов земных, которому сделал тысячи величайших благодеяний — с тех пор, как избрал его Себе и до самого пришествия Своего — в продолжение нескольких тысяч лет, не принял Его: во своя прииде, и свои Его не прияша. Какое крайнее снисхождение Божества! Какая любовь, превышающая всякую меру! Все это снисхождение Творца — для того, чтобы спасти погибающую разумную тварь, а страшна, неописанно страшна погибель разумной твари, потому что эта погибель — вечная, бесконечная. Если бы она не была ужасна, Сын Божий не истощил бы Себя, так и Небесное Правосудие наказало бы достойно самого человека, а не Богочеловека.

Ст. 14. И Слово плоть быстъ и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины.

Какое торжество для смертного рода: Ипостасное творческое Слово Божие, Бог делается плотяиым человеком и поселяется на жительство между людьми. Самовидцы и слуги бывшие Слова и большая часть современных воплощению Слова Божия людей видели славу Его, как славу Единородного от Отца, полную благодати и истины: какая благодать и истина лились из уст Его, какая благодать и истина видны были во всей жизни Его, в Его чудесах, в Его благотворениях!

Ст. 15. Сей бе, Егоже рех, Иже по мне грядый, предо мною быстъ, яко первее мене бе (хотя Иоанн был старше Спасителя 5-ю месяцами).

Так, по Божеству Своему, Господь Иисус Христос был прежде Иоанна Предтечи, яко первее его бе; Он и Иоанна сотворил во чреве Его матери.

Ст. 32. И свидетелъствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и превыстъ на Нем.

Братие, эта высота небесная, в ночное время освещенная ликами звезд и луною, а днем светозарная от солнца, полна жизни и бесконечно больше, чем земля. Наша земля есть незаметная точка в творении Божием, хотя нам, ее обитателям, и кажется, что на ней только почти и царствует жизнь: на небе, то есть в большей и высшей части своих тварей, живет во свете неприступном Сам Бог; на небе же живут Ангелы и там же еще Бог знает кто. По ограниченности, по неведению нашему, небесная твердь кажется нам пустою, безжизненною, между тем как там-то и есть вся жизнь, а на нашей земле только ничтожная частичка жизни. — Устремляй же чаще к небу и свои мысли, и желания, и надежды.

Ст. 42. Божество нашего Спасителя очевидно из Его учения, Его чудес и едва не всех поступков: полнота Божества, обитавшего в Нем, преливалась, так сказать, в каждом Его деле и слове, даже во взорах. Вот, между прочим, один поступок Господа, который показывает в Нем всеведущего Бога: апостол Андрей приводит к Иисусу брата своего Симона. Господь, взглянувши на него, говорит ему: ты ecu Симон сын Ионин, тогда как ни от кого не слыхал, что его зовут именно Симоном и что у него отец — Иона; затем дает ему новое имя Петр, выражающее твердость его исповедания, а чтобы дать такое имя, нужно было видеть расположение души Симоновой и его будущую ревность по вере.