Creation. Diary

Ст. 14. И Слово плоть быстъ и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины.

Какое торжество для смертного рода: Ипостасное творческое Слово Божие, Бог делается плотяиым человеком и поселяется на жительство между людьми. Самовидцы и слуги бывшие Слова и большая часть современных воплощению Слова Божия людей видели славу Его, как славу Единородного от Отца, полную благодати и истины: какая благодать и истина лились из уст Его, какая благодать и истина видны были во всей жизни Его, в Его чудесах, в Его благотворениях!

Ст. 15. Сей бе, Егоже рех, Иже по мне грядый, предо мною быстъ, яко первее мене бе (хотя Иоанн был старше Спасителя 5-ю месяцами).

Так, по Божеству Своему, Господь Иисус Христос был прежде Иоанна Предтечи, яко первее его бе; Он и Иоанна сотворил во чреве Его матери.

Ст. 32. И свидетелъствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и превыстъ на Нем.

Братие, эта высота небесная, в ночное время освещенная ликами звезд и луною, а днем светозарная от солнца, полна жизни и бесконечно больше, чем земля. Наша земля есть незаметная точка в творении Божием, хотя нам, ее обитателям, и кажется, что на ней только почти и царствует жизнь: на небе, то есть в большей и высшей части своих тварей, живет во свете неприступном Сам Бог; на небе же живут Ангелы и там же еще Бог знает кто. По ограниченности, по неведению нашему, небесная твердь кажется нам пустою, безжизненною, между тем как там-то и есть вся жизнь, а на нашей земле только ничтожная частичка жизни. — Устремляй же чаще к небу и свои мысли, и желания, и надежды.

Ст. 42. Божество нашего Спасителя очевидно из Его учения, Его чудес и едва не всех поступков: полнота Божества, обитавшего в Нем, преливалась, так сказать, в каждом Его деле и слове, даже во взорах. Вот, между прочим, один поступок Господа, который показывает в Нем всеведущего Бога: апостол Андрей приводит к Иисусу брата своего Симона. Господь, взглянувши на него, говорит ему: ты ecu Симон сын Ионин, тогда как ни от кого не слыхал, что его зовут именно Симоном и что у него отец — Иона; затем дает ему новое имя Петр, выражающее твердость его исповедания, а чтобы дать такое имя, нужно было видеть расположение души Симоновой и его будущую ревность по вере.

Ст. 47. Опять: Господь видит идущего к Себе Нафанаила и говорит о нем: «Вот настоящий израильтянин, в котором нет лести», между тем как Спаситель прежде не слыхал о нем. Нафанаил удивился, каким образом пришлый человек, совершенно ему незнакомый, так прекрасно знает его, что объявляет даже внутренние расположения его души. Он с изумлением спрашивает Господа: како мя знавши? Всеведущий отвечает: «Я видел тебя еще раньше, чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею». Слова Господа: видех тя, надобно относить больше к духовной стороне Нафанаила, равно как разуметь их больше о духовном зрении Спасителя, потому что Спаситель раньше высказал Свое ведение о духовных качествах Нафанаила. Нафанаила так поразило это Божественное всеведение, что Он тотчас же исповедал Господа Сыном Божиим и Царем Израилевым. Господь обещает явить ему еще большее чудо, именно: видение отверстых небес и восхождение и нисхождение Ангелов над Сына Человеческаго, как это видел первый израильтянин, в немже не было льсти, — Иаков.

Гл. 2. О браке в Кане Галилейской и о чуде претворения воды в вино. На браке недостало вина. Матерь Божия, весьма хорошо знавшая Божественное всемогущество Своего Сына, сказала Ему об этом, надеясь, что Он из ничего сделает им иино. Час явить Себя миру, показать Себя в чудесах в это время еще не приспел для Него, и Он кротко сказал Своей Матери: «Что нам с Тобою до того, жено? Еще не пришел час Мой». Между тем Пресвятая Матерь, так же хорошо зная, что Он исполнит Ее желание, сказала слугам: «Сделайте, что Он прикажет» (желание обыкновенного человека видеть чудо). А в доме было 6 каменных водоносов, вмещающих по две или по три меры. Господь повелевает их наполнить водою; их наполнили до краев. Господь сказал: «Теперь почерпните и принесите в сосуде архитриклину» (τρικλίνιον [61]  — треходрие, то есть место о трех одрах, употреблявшееся в древности для возлежания на пирах; άρχιτρίκλινος [62] — распорядитель пира). Принесли. Вино так было хорошо, что архитриклин не знал, откуда достали такого вина, между тем как прежнее все вышло; между тем слуги, черпавшие воду, знали, откуда оно. Архитриклин обратился к жениху с выговором: как это он обманул так жестоко всех гостей, обнесши их сначала тем вином, которое похуже, а хорошее вино оставив к концу. Поскупился, сэкономить хотел: ты же доброе вино соблюл ecu доселе? Так хорошо, добротно было вино, сделанное из воды, тогда как тоже, вероятно, было очень хорошо в своем роде и вино женихово, потому что брак был не из бедных, как видно. Так для Бога все возможно: Ему не нужен непременно сок винограда, чтобы сделать вино; по Его слову и вода может превратиться в виноградное вино, притом самое лучшее. И точно: естественный материал вина виноградного есть виноградные ягоды, а средства делать вино есть изгнетение сока из них и брожение его. Но для Бога нет надобности ограничивать Себя этими материалами и этими средствами, чтобы сделать такое же или лучшее вино. У Него на это есть воля и всемогущество. Как камни, по Его слову, могут претворяться в хлебы, так и вода в вино. Что после этого удивительного, если в таинстве Евхаристии вино превращается в истинную Кровь Господа? В этом чуде виден искусный, премудрый Механик мира и всех частей его.

Ст. 16. Продающим голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купли.

Научись из этого глубоко почитать каждый храм Божий: он — дом Божий. Какая ревность по доме Божием у Спасителя! Ученики Христовы не могли не припомнить при этом одного места из псалма, относящегося к Нему: ревность дому Твоего снеде Мя (Пс. 68, 10). Часто Спаситель выражал Свою ревность к достоянию Отца Своего Небесного. Например, Он сказал Матери Своей и Иосифу, искавшим Его: или не веста, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми? (Лк. 2, 49).

Ст. 23 и 24. Однажды в Иерусалиме, в праздник Пасхи, Спаситель сотворил много знамений; причем многие уверовали в Него. Но Сам Он не вдавался в веру их, потому что все Сам знал и так как Ему не нужно было никакого свидетельства о людях и Он Сам прекрасно знал, что было в человеке. — Смотри, человек, будь крайне осторожен в своей вере, чтобы не оскорбить ее и ее Начальника, будь как можно искреннее, горячее, проще в своей вере, не хитри, не лукавь мыслями и сердцем: Спаситель твой все знает; Он видит, как на ладони, что в тебе есть. Ты Его не обманешь, людей ты можешь обмануть, пред ними ты можешь лицемерить, но Бог все знает. Смотри: если ты и веришь и Господа, но не искренно, Он не вдает Себя в веру твою, Он оставит тебя в пренебрежении за твое лукавство, за твою неискренность, как Господин не вдается в веру лукавого слуги Своего.

Гл. 3. Всякий христианин, хорошо знакомый со своею верою, не может не сказать о Божественном Начальнике своей веры то же, что сказал ему Никодим: вем, яко от Бога пришел ecu Учитель: никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним, Магометы и другие сектанты, основавшие свои религии, никак не годятся в сравнение какое-нибудь с нашим божественным Основателем веры. Слова и дела обнаруживали в них людей, притом со слабостями людскими, но никак каких-нибудь высших, неземных существ. Спаситель отвечает Никодиму прямо на его тайное желание — узнать, как можно спастись или наследовать Царствие Божие, которое Господь проповедовал: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (ст. 3). Никодим с недоумением спрашивает: «Как может родиться человек, будучи стар. Разве может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться?» Какие детские понятия! Учитель Израилев не знает другого рождения, кроме плотского. Вот на какой степени стояли понятия о духовных предметах людей, современных Спасителю! Господь поясняет ответ Свой Никодиму: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие: рожденное от плоти плоть есть (как, например, вот ты, Никодим, не знающий почти ничего, кроме плотского), и рожденное от Духа дух есть. (Кто родился от Духа, тот уже возвышается над плотским, отлагает плотские понятия и воспринимает духовные). Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. И ныне, вероятно, многие удивятся, когда им скажут: вам следует родиться духовным образом — свыше. Но это — сущая правда. Они не должны удивляться. Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа (ст. 8). Рождение от Духа Божия совершается таинственно, неприметным для человека образом; возрожденный слышит, ощущает действия Духа Божия, но не знает, откуда приходит к нему благодатное посещение и куда скрывается (подобно как веяние ветра). Никодим говорит: «Как может быть это? » — то есть удивляется, недоумевает, не доверяет, как это все может случиться. Спаситель с упреком говорит ему: «Ты учитель Израилев, почиваешь на законе и между тем не знаешь этого. Истинно, истинно говорю тебе, что Мы (Троичность?) говорим то, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, и вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я о земном сказал вам, и вы не веруете, то как уверуете, если Я скажу вам о небесном? А Я постоянно на небе (Сый на небеси) и пришел научить вас небесным истинам, открыть вам небесную волю. Никто никогда не восходил на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сын Человеческий, Сущий на небе (следовательно, Кто лучше может знать небесные истины?). Вы не верите, каким образом может родиться человек духовным образом, будучи, например, старым; вы не верите даже этой, земной, на ваших глазах бывающей истине; но я скажу вам еще важнейшую, небесную истину, которой вы еще меньше поверите. Сын Человеческий, Сый на небеси и в то же время сшедый с небесе, должен для спасения человеческого вознестись на Крест, как Моисей вознес змию в пустыне — да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но иматъ живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но иматъ живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онъ не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия. Сей же есть суд, яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тму, неже свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не облачатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана (ст. 15—21).

Как премудро Господь наставляет учителя Израилева.