Interpretations of the Gospel of Matthew

Но откуда Он пришел и начал исцелять и учить? Конечно, с горы; потому что Иоанн (6, 1–3) говорит: иде Иисус на онпол моря Галилеи Тивериадска: и по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус и ту седяше с ученики Своими. В лодке Он наставлял Своих учеников, — взойдя на гору, они отдыхали. Потом Он вышел и исцелял, и учил.

Стих 15. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе. День уже начал склоняться к вечеру, как сказал Лука (9, 12), — но сами они не вкушали пищи, так как усердие к слушанию пересилило голод. Христос, желая поэтому насытить их чудесным образом, тоже ожидал повода со стороны их, чтобы не показалось, что Он спешит к совершению чудес; (и не только здесь, но и очень часто Он наблюдает это); равным образом для того, чтобы взалкав, они больше поняли чудо.

Стих 16. Иисус же рече им: не требуют отыти: дадите им вы ясти. Не требуют, вместо: не должны. Не сказал: Я напитаю их, потому что это показалось бы надменным, но повелевает ученикам дать им есть, чтобы только после того, как сами они засвидетельствуют недостаток пищи, по необходимости совершить Свое.

Но Матфей, Марк (6, 35) и Лука (9, 12) говорят, что ученики напомнили Христу о том, что нужно отпустить народ для покупки съестных припасов, — а Иоанн (6, 5–7) говорит: возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии; Сие же глаголаше, искушая его: Сам бо ведяше, что хощет сотворити. Отвеща Ему Филипп: двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо их мало что приимет. Так написал Иоанн.

Вероятно, прежде ученики напомнили Христу, а после Он сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Потом Он поднял глаза и увидел другую большую толпу, которая еще шла, и тогда, как человек, искушал, или испытывал Филиппа, верит ли он тому, что Христос Сам может напитать всех. Испытывал же Он именно Филиппа, как более других несовершенного еще, или же чрез него направлял Свою речь и к другим, испытывая и их. Итак, очевидно, что Иоанн опустил то, что сказали другие евангелисты, — а что опустили они, об этом рассказал он.

Стих 17. Они же глаголаша Ему: не имамы зде токмо пять хлеби и две рыбе. Иоанн (6,8–9) говорит, что Андрей сказал: есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико? Несомненно, что мальчик продавал это ученикам, и потому они, как бы имея уже у себя, отвечали, что у них нет ничего, кроме вот этого. В таком пренебрежении было телесное у тех, которые всецело были преданы духовному: двенадцать человек должны были насытиться пятью хлебами, и притом, ячменными.

Стих 18. Он же рече: принесите Ми их семо. Повелел принести хлебы и рыбы, показывая, что нужно и это немногое дать нуждающимся и предпочесть их себе. Ученики же, хотя и сами испытывали сильный голод и ничего больше не имели, однако без всякого возражения повиновались.

Стих 19. И повелев народом возлещи на траве. Марк (6, 39–40) говорит: и повеле им посадити вся на споды на споды на траве зелене. И возлегоша на лехи на лехи, по сту и по пятидесят. — На споды на споды вместо: на отдельные собрания, т. е. одна кучка в одном месте, а другая — в другом. То же самое означает на лехи на лехи. Можно сказать и иначе: споды — это кучки в виде круга, а лехи в виде четырехугольника; таковы были площадки в садах. Это же самое Лука назвал купами.

Стих 19. И приемь пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови… Посмотрел на небо, воздавая честь Отцу, показывая, что Он Сам равен Богу, и научая нас не прежде прикасаться к трапезе, чем возблагодарить Бога, Подателя пищи, и привлечь на нее благословение с неба. Иногда Иисус Христос творит чудеса Своею властью, как Бог, а иногда молится об этом по вышеуказанным причинам, чтобы не соблазнить лукавых.

Стих 19. И преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. Дал ученикам, с одной стороны, для того, чтобы оказать им честь, как более близким к Нему, с другой — чтобы они не забыли о чуде, при котором прислуживали их же руки.

Стих 20. И ядоша вси и насытишася… Насытив прежде духовной пищей, т. е. учением, как сказано, и беседою о Царстве Божием, насыщает и телесною. И мало того; вместе с тем Он научает их и многому другому: возлежанием на траве — скромности; тем, что ничего не предложил им, кроме хлеба и рыбы, — воздержности; тем, что разделил это всем, — равенству.

Стих 20. И взяша избытки укрух, дванадесять кошя исполнь. Преломив пять хлебов, Иисус Христос отдал их; но куски этих хлебов умножались в руках учеников. Удивительное чудо! И не только их было достаточно для насыщения народа, но остался большой излишек; осталось двенадцать полных корзин, чтобы двенадцать апостолов носили эти корзины и чтобы слугами и свидетелями такого чуда они имели не только свои руки, но и рамена. Марк (6; 41, 43) сказал, что Христос разделил и две рыбы, и что и от них остались куски.

Стих 21. Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей. Это — и увеличение чуда, и похвала народам, что они присутствовали с женами и детьми. Если со всем домом следовали, то всем домом и наслаждались благодеянием.

Стих 22. И абие понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль и варити Его на оном полу, дондеже отпустит народы. Хотя ученики не хотели отлучаться от Него, понудил их войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, под тем предлогом, чтобы, оставшись Самому, отпустить народ, а в действительности же для того, чтобы ученики, имея при себе корзины с оставшимися кусками, на досуге, в Его отсутствие, внимательно рассмотрели эти куски и убедились, что чудо совершено не призрачно. Для этого и осталось их большое количество; ученикам должно было больше других убедиться, как всеобщим учителям, долженствующим отправиться во вселенную. Это — одна причина, почему Он вперед послал учеников. Другая же — та, что Христос желал, как сейчас будет пояснено, один взойти на гору, научая этим, что не всегда нужно находиться с народом, и не всегда избегать его, но то и другое делать с пользою. Поэтому и мы, оставив города с их развлечениями, пешком и беспрепятственно последуем за Христом, ведущим в пустыню, т. е. в тишину и покой, и пребудем с Ним, научающим нас всему спасительному, чтобы постясь в воздержании от страстей, исполниться Божественной благодати.