Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 14. Оставите их…, как неисцелимых. Поэтому и не врачует соблазна их, зная, что ничто не принесет им пользы.

Стих 14. Вожди суть слепи слепцем, Называет их слепыми, потому что поток страстей ослепил их душевный глаз, и они не могут взирать на свет истины. Мало того, они являются сами вождями ослепленных вследствие незнания Писаний. Большое зло быть слепым, — но при собственной слепоте быть вождем другого слепца — это, конечно, двойное зло.

Стих 14. Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася. Это — понятно.

Стих 15. Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию. Марк (7, 17) сказал: и егда вниде в дом от народа, вопрошаху Его ученицы Его о притчи. Когда Петр начал, то и другие вместе спрашивали. Притчею евреи называют загадочное и всякое неясное изречение. Так как Христос выше сказал: исходящее изо уст, то сквернит человека (Мф. 15, 11), а затем, как говорит Марк (7, 16), прибавил: аще кто имать ушы слышати, да слышит, то эти слова показались им неясными, и потому, называя их притчею, спрашивают относительно этих слов.

Стих 16 — 17. Иисус же рече (им): единаче ли и вы без разума есте; не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит. Единаче, вместо: доселе еще.

Все это нужно читать вопросительно. Марк (7, 19), сказав: и афедроном исходит, присоединяет: истребляя вся брашна, т. е. чистые оставляя. Нечистота, о которой выше было сказано, выходит в афедрон, а вся чистая пища остается внутри, — разумеется сколько удержит природа.

Стих 18. Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека. И в двенадцатой гл. (34 ст.) сказал, что от избытка сердца говорят уста. Сначала является в сердце желание, а потом это желание мы высказываем устами. Извне входящее вне потом выходит, а изнутри выходяще внутри же потом остается и оскверняет.

Стих 19. От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы. Марк (7, 22) исчисляет пространнее: лихоимства, (обиды) лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство. Говоря коротко и просто, помышления злые — это вредные пожелания: убийство, воровство, лжесвидетельство, лихоимство, лесть и гордость понятны; — прелюбодеяние — входит к имеющей мужа, — любодеяние — к неимеющей; хула — есть окорбление Бога, или неблагодарность по отношению к Нему, или порицание Его; лукавство — злоумышление против кого-либо или предположение относительно него такое, которого не должно быть; студодеяние, мужеложство и всякое другое такого же рода распутство; оком лукавым называет зависть; безумство — по преимуществу есть незнание Бога: рече безумен, говорится, в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). Есть множество и других видов зла, но Христос пропустил их здесь, потому что и перечисленных достаточно для различения их. Сказал, что они исходят от сердца, потому что из него они берут свое начало. Началом таким служат помыслы, обыкновенно вытекающие из сердца. А если они выходят из сердца, то, конечно, выходят и из уст, так как от кипения в сердце, наподобие дурной жидкости, избыток должен извергнуться.

Стих 20. Сия суть сквернящая человека: а еже неумовенныма рукама ясти, не сквернит человека. Зная, что оскверняет человека, и мы отвергнем нечистоту, которая оскверняет душу. Обмой тело целыми реками, ничего не поможет, если будет нечистою та, которая омывается слезами и чистотою добродетелей.

Стих 21. И изшед оттуду Иисус, отыде во страны Тирския и Сидонския. Это были города Хананейские. Каким образом, заповедав ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10, 5), Сам пошел? Пошел, но не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть. Поэтому, придя, как говорит Марк (7, 24), Он вошел в дом и не хотел, чтобы кто узнал: но не мог утаиться.

Стих 22. И се, жена Хананейска, от предел тех изшедши, возопи к Нему… Марк (7, 26) говорит: жена же бе Еллинска, Сирофиникисса родом, т. е. еллинская — по религии, сирская — по языку, финикийская — по происхождению или по народности. Хананеи назывались Финикиянами от главнаго города Финикия. Слыша уже давно молву о Нем, и теперь услышав, что Он пришел туда, она последовала за Ним.

(Сирофиникиянка душа каждого, имеющая как бы дочь — ум, одержимый любовью к материальному и потому как бы пораженный падучею болезнью и беснующийся).

Стих 22. Глаголющи: помилуй мя Господи, Сыне Давидов: дщи моя зле беснуется. Оставив беснующуюся дочь, как лишенную всякого чувства, — приходит, сама нуждаясь более в сострадании к себе, как чувствующая эту болезнь и потому сильно страдающая. Называет Его сыном Давидовым, зная, что Он ведет Свой род от Давида, — так как всем Давид был известен. Зле, говорит, беснуется, т. е. жестоко.

Стих 23. Он же не отовеща ей словесе… Та громко кричит, желая обнаружить скрывавшуюся в сердце скорбь, а Христос не отвечает ей ни слова, ожидая, пока обнаружится вся вера ее, смирение и благоразумие, — что Он обыкновенно делает разными способами. С другой стороны, желает показать иудеям, как Он расположен к ним, когда больных их тотчас исцеляет, если попросят Его раз, а иногда даже не попросит ни разу; между тем как с язычниками поступает не так.