NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
8:46—48. Евреи в большинстве своем верили, что только учителя, имеющие самый близкий контакте Богом, обладают высшим знанием. Иисус воспользовался Своим всеведением, чтобы определить, кто к Немуприкоснулся, несмотря на то что в глазах окружающих это подтверждало факт Его осквернения. Чтобы никто не подумал, что исцеление совершилось при помощи языческой магии, а не благодаря Его знанию, Иисус объявляет это чудо ответом на «веру» (ст. 48).
8:49. После того как беда произошла, поздно молиться о том, чтобы все вернулось на свои места. Раввины, например, утверждали, что тому, кто слышит приближение похоронной процессии, слишком поздномолиться, чтобы умерший не оказался его родственником.
8:50—56. Присутствие нескольких плакальщиц требовалось на похоронах даже самых бедных людей, а на похоронах дочери такого известного и уважаемого человека, как начальник синагоги, должно было присутствовать много плакальщиц. Поскольку в жарком палестинском климате тело разлагалось быстро, плакальщицам полагалось приходить после чьей-либо смерти незамедлительно; в данном случае они собрались даже раньше, чем Иаиру успели сообщить о смерти дочери.
9:1-6 Наделение Двенадцати силой и властью
9:1,2. По еврейскому закону, тот, кто посылал вестников, наделял их всей полнотой власти в рамках порученного им дела.
9:3. Иисус советует Своим ученикам путешествовать налегке, как это делали следующие группы людей: 1) крестьяне, у которых обычно была только одна смена одежды; 2) странствующие философы, которых называли "киниками; 3) некоторые пророки, например Илия и Иоанн Креститель. Они должны были полностью посвятить себя своей миссии, отринув все мирские заботы. «Сума» могла использоваться для сбора подаяний (напр., киниками).
9:4. Еврейские путники полностью полагались на гостеприимство, которое обычно оказывали им соплеменники.
9:5,6. Выражение «отрясите прах от ног ваших» означает такое отношение к этим еврейским городам, как если бы они были нечистыми, языческими городами, оскверняющую пыль которых благочестивые евреи не должны приносить в Святую землю. Никто из вступающих в столь святое место, как храм, не хотел (по крайней мере, теоретически) приносить на своих ногах пыль из других мест Израиля.
9:7-9 Илия вернулся?
Хотя некоторые из евреев под влиянием Платона и других мыслителей восприняли идею о перевоплощении, в основном они верили в воскресение мертвых. Здесь, вероятно, речь идет о временном оживлении, которое совершали Илия и Елисей в ветхозаветные времена (3 Цар. 17:22; 4 Цар. 4:34,35), а не о всеобщем воскресении мертвых, которое ожидается в конце времен (Дан. 12:2). Ирод четвертовластник был сыном Ирода Великого, который царствовал, когда родился Иисус.
9:10-17 Насыщение пяти тысяч
9:10-12. В Галилее было множество деревень, но Иисус увел народ подальше от окрестных селений. Даже в самых крупных городах население не превышало 3 тыс.; накормить пришедших за Иисусом людей было довольно затруднительно (9:12). (Если они были за пределами Вифсаиды, на языческой территории, то там тем более нельзя было рассчитывать на гостеприимство.)
9:13. Для того чтобы накормить такое количество людей, потребовались бы огромные средства, примерно равные среднему заработку работника за двести дней (около семи месяцев тяжелого труда).
9:14. Людей рассадили рядами, как на военном плацу. Так было легче распределять пищу, однако некоторые в толпе могли подумать, что Иисус строит их в мессианское войско (ср.: Ин. 6:15).