NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
10:2. Раввины того времени обычно высказывались в том же духе, что и Иисус здесь, призывая людей к изучению закона; пожелтевшие нивы — яркая и понятная всем метафора созревшего урожая, который ждетсвоей уборки.
10:3. Евреи иногда представляли самих себя (Израиль) овцами среди волков ^язычников). Образ беззащитного агнца среди волков стал нарицательным.
10:4. Эти апостолы должны были путешествовать налегке, как и некоторые другие группы людей; ср. коммент. к 9:3. Известно, что подобным гостеприимством своих собратьев в разных городах пользовались ессеи, поэтому им не было нужды брать с собой в дорогу провизию. Повеление никого не приветствовать указывает на неотложность их пророческой миссии — представлять Бога, а не самих себя (ср.: 3 Цар. 13:9,10;4 Цар. 4:29; 9:3); считалось неприличным не приветствовать друг друга, и благочестивые люди старались первыми приветствовать идущего им навстречу. (Еврейские учителя, однако, подчеркивали, что для приветствия нельзя прерывать религиозные действа, напр, молитву.)
10:5—9. Гостеприимство было одной из главных добродетелей в древнем Средиземноморье, в том числе у евреев. Правила этикета строго регламентировали, кого и при каких обстоятельствах следует (или не следует)приветствовать, особенно по той причине, что обычное еврейское приветствие «мир...» было, по сути, благословением или молитвенным пожеланием. Иисус вносит в эти правила этикета Свои коррективы.
10:10,11. Благочестивые евреи, возвращаясь из дальних странствий, больше всего боялись принести на подошвах своей обуви пыль языческих земель.
10:12. Как у библейских пророков, так и в позднейшей иудаистской традиции Содом был олицетворением греха (напр.: Втор. 32:32; Ис. 1:9; 3:9; 13:19; Иер. 23:14; 50:40; Пл. 4:6; Иез. 16:46; Ам. 4:11; Соф. 2:9). Тяжкий грех, который подразумевает здесь Иисус, — это,
очевидно, неприятие Божьих посланников, хотя сами они и меньше Иисуса Гсп • Быт. 19).
10:13. Евреи рассматривали Тир и Сидон как города чисто языческие (ср.: 3 Цар. 16:31), но известно, что и там были люди, которые покаялись (3 Цар. 17:9-24). «Вретище и пепел» — символы траура, которые иногда выражают покаяние.
10:14. В ряде еврейских текстов о конце времен (или «Судном дне», как его часто называли) говорится, что праведники из язычников будут свидетельствовать против остального своего народа, т. е. ни один человек, отвергнувший Бога, не будет иметь оправдания.
10:
15. В еврейской литературе суд часто описывается в сходных выражениях (Ис 5-14-Книга Юбилеев 24:31), особенно если речь идет о правителе, который возомнил себя божеством (напр., упоминание о смерти вавилонского царя в Ис. 14:14,15).
10:16. См. коммент. к 9:48.
10:17-24 Причина для истинной радости
10:17. Экзорцисты обычно использовали различные заклинания для подавления бесовской силы, поэтому ученики были изумлены незамедлительным действием имени Иисуса.