NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

10:25-37 Любовь к ближнему

10:25. Вопрос законника о наследовании "«жизни вечной» — это типичный иудаистский богословский вопрос; "раввинам нередко приходилось разрешать подобные правовые и другие сложные проблемы в своих диспутах.

10:26. Учителя часто отвечали на вопросы встречными вопросами. «Как читаешь?» — это, несомненно, традиционный раввинский вопрос.

10:27. Знаток закона предлагает ответы, которые часто давали иудейские учителя (и Иисус; см.: Мк. 12:29-31), опираясь на Втор. 6:5 и Лев. 19:18.

10:28. Некоторые тексты в "законе обещали жизнь тем, кто его соблюдает. Выражение «будешь жить» подразумевает долгую жизнь на земле, которую даровал им Господь, но многие позднейшие еврейские комментаторы толковали его как обетование 'вечной жизни. В таком же свете толкует этот принцип Иисус (ср.: ст. 25). «Правильно ты отвечал» — эта фраза предваряет вывод о практическом применении уроков из "притчи в каждом конкретном случае (4 Езд. 4:20; ср.: 2 Цар. 12:7; 3 Цар. 20:40-42).

10:29. Еврейские учителя под «ближним» обычно понимали собрата-израильтянина. В Лев. 19:18 «ближний», несомненно, означает «израильтянин», но далее (в 19:34) принцип любви к ближнему распространяется и на иноплеменников (пришельцев), поселившихся на земле Израиля.

10:30. Подобно большинству притч, эта история отвечает на вопрос собеседника; детали истории не содержат аллегорического смысла. Иерихон расположен на более низких отметках рельефа, чем Иерусалим,поэтому, идя туда, необходимо «спускаться» (S в русской синодальной Библии этот нюанс отсутствует). Разбойники часто нападали на странников, особенно одиноких. Мало у кого в те времена были две смены одежды, поэтому она представляла интерес для грабителей.

10:31. Священники должны были избегать осквернения, особенно в результате соприкосновения с мертвым телом. С точки зрения "фарисеев, для осквернения человека достаточно было даже того, чтобы его тень упала на покойника. Как и ограбленный человек, священник шел той же дорогой (•£ в оригинале — «спускался»), т. е. направлялся из Иерусалима, а потому не был озабочен предстоящим служением в храме. Но закон есть закон; закону милосердия следовало отдать предпочтение, если бы раненый подавал признаки жизни, но он казался мертвым (ст. 30), и священник не рискнул оказать ему помощь. Эту задачу мог выполнить левит или простой израильтянин. Иисус критикует здесь священство не столь резко, как это Делают "ессеи, а часто и пророки (Ос. 6:9).

10:32. Предписания для левитов были менее строгими, чем для священников, но и левит побоялся оскверниться.

10:33. Евреи и самаряне испытывали давнюю неприязнь друг к другу; хотя насилие было скорее исключением, чем правилом, в литературе обоих народов звучали явно враждебные ноты по отношениюдруг к другу. Картина, нарисованная Иисусом, могла оскорбить Его еврейских слушателей, задевая их патриотические чувства, которые зиждились на религиозной основе.

10:34,35. Масло использовалось в медицинских целях и для обработки ран; с той же целью, вероятно, использовалось и вино. Иудеи обычно не пользовались маслом, которое было у "язычников и, возможно, у самарян. «Я отдам тебе» — обычная формула гарантии возврата долга.

10:36,37. Человек, которому задал вопрос Иисус, вероятно, ненавидел самарян, вместе с тем он вынужден был оценить нравственное превосходство самарянина в этой истории. Притча заставила его ответить насобственный вопрос: «А кто мой ближний?» (10:29).

10:38-42 Ученицы Иисуса

В этом разделе оспаривается характерное для 1 в. понимание предназначения женщины; миссия ученицы и будущей вестницы учения Иисуса гораздо важнее, чем роль хранительницы очага и хозяйки дома, и отныне эта миссия доступна женщине.