NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
12:1. Природная акустика (напр., наличие небольших бухт или холмов) позволяла тысячным толпам услышать оратора. Такие стечения народа были явлением редким; если бы римляне узнали об этом, они могли задержать Иисуса. Римляне с подозрением относились к большим несанкционированным собраниям народа, поскольку всегда была опасность мятежа. (Театр в галилейском городе Сепфоре вмещал 4—5 тыс. человек, но, поскольку он находился в пределах города, любые антиримские выступления незамедлительно стали бы известны властям.) Впрочем, вероятность вмешательства римлян была на этом этапе невелика; они не патрулировали сельскую местность Галилеи, а их власти еще ничего не знали об Иисусе (23:2).
12:2,3. Плоские крыши домов служили своеобразным помостом, откуда во всеуслышание сообщались новости соседям; крыши были открытым местом, в отличие от закрытого внутреннего помещения. Под покровом ночи люди передавали друг другу секреты. В данном контексте ст. 2, 3 звучат предупреждением о том, что признание о вере или неверии в Христа будет либо разглашено предательскими устами (12:1,4,5), либо станет известно на суде (12:4—10). В день суда все тайные дела станут явными (ср., напр.: Ис. 29:15); нечестивый будет посрамлен, а праведный оправдан (напр.: Ис. 45:16,17).
12:4,5. Все еврейские читатели понимали, что «ввергнуть в геенну» может только Бог, Судья, чьего могущества должны благоговейно «бояться» разумные люди.
12:6,7. Малые птицы («Р в оригинале — «воробьи») были самым дешевым товаром на рынке. Согласно Мф. 10:29. за один ассарий, мелкую монету, можно было купить двух воробьев, здесь же говорится, что оптом ихможно было купить еще дешевле. И снова звучит традиционный раввинский аргумент «насколько же более»: если Бог заботится о малых птицах, то насколько же более Он заботится о человеке? Устойчивое ветхозаветное выражение «волосы на голове сочтены» означает, что с человеком ничего не можетпроизойти, если на то не будет Божьей воли (ср.: 1 Цар. 14:45; 2 Цар. 14:11; 3 Цар. 1:52).
12:8,9. Иисус выступает здесь и как ходатай (адвокат), и как обвинитель на небесном суде, представление о котором подробно разработано в иудаистской традиции. Во многих еврейских преданиях небесный судсостоит из ангелов; ангелы, конечно, соберутся и в день суда. Бог проведет последний суд, но главная мысль в данном тексте в том, что Иисус никогда не проигрывает дело, которое Он защищает перед Богом.
12:10. Когда Иисус говорит людям «прощено будет», Он имеет в виду, что их простит Бог (евреи иногда использовали безличные обороты и страдательный залог, чтобы избежать использования имени Бога). См. ком-мент, к Мк. 3:23-30. В данном контексте «хула на Святого Духа» означает отречение от Иисуса, в чем отрекшийся (в отличие от Петра) никогда не раскаялся.
12:11. В синагогах обычно происходили заседания местного суда; иногда здесь подвергали порке нарушителей закона. Взыскания, налагаемые римскими властями, обычно были даже более жесткими, чем предусмотренные иудейским законом.
12:12. Для евреев Святой Дух был прежде всего Духом пророчествования; отсюда следует, что когда верующие будут привлечены к ответу перед властями (12:11), Дух наделит их способностью провозглашать Божью весть так же ясно, как это делали ветхозаветные пророки. (Богодухновенность, конечно, не отрицает общей подготовки и знания предмета. Высказывания учителей — как еврейских, так и греческих — ученики обычно заучивали наизусть, и ученикам Иисуса будет необходимо знать Его учение в той же мере, в какой они будут озарены Духом.)
12:13-21 Материализм и ад
12:13. Люди часто обращались к раввинам с просьбой разрешить спорные юридические вопросы. Старший сын всегда получал двойную долю наследства по сравнению с тем, что причиталось остальным сыновьям.Поскольку доля каждого из сыновей была установлена законом, истец имел полное право требовать причитающееся ему наследство.
12:14,15. Ответ Иисуса поразил слушателей I в. в самое сердце: вопрос не в том, прав или не прав, с точки зрения закона, данный истец, но в том, что ценность представляет не земное наследство, но жизнь человека. Даже большинство крестьян имели какую-то собственность (или жилье), поэтому Иисус затронул вопрос, который волновал всех вместе и каждого в отдельности. Только некоторые греческие философы (напр., Эпиктет) в более резкой форме, чем Иисус, выражали свое отношение к собственности.
12:16-18. Археологи раскопали огромные зернохранилища в имениях, принадлежавших в древности богатым землевладельцам, в таких городах, как Сепфора, одном из крупнейших еврейских городов в Галилее,который находился под сильным воздействием греческой культуры. В притче рисуется образ богатого землевладельца, представителя богатейшего слоя населения (составлявшего менее 1 процента населения),которому не было нужды трудиться на собственном поле. Хотя многие крестьяне могли гордиться своим трудом, но не многие могли изменить свой социальный статус, и образ жизни этих богатых и почитаемыхлюдей вызывал всеобщую зависть.
12:19. Эпикурейский подход этого человека, чей смысл жизни состоит в исполнении желаний плоти, сопоставим с мировоззрением состоятельных иудеев в Ис. 22:13,14. Это лучшее, что может предоставить человеку земная жизнь (Сир. 2:24; 3:12; 5:18,19), но следует прислушиваться и к повелениям Бога (11:7— 12:14). Во многих других источниках также критикуется позиция эгоистичных и самодовольных людей, которые полагают, что получили от жизни все, и не задумываются о смерти (напр.: Сир. 11:18,19; Менандр, «Изречения», 368-376; Псевдо-Фокилид, 109,110; 1 Енох. 97:8-10).
12:20. Мысль об оставлении плодов своего труда чужим людям более характерна для ветхозаветной традиции мудрости (напр.: Еккл. 2:18); страх оставить их тому, кто все расхитит, — тема, широко обсуждавшаяся в древней литературе. Встречается в иудаистской традиции и представление о том, чтожизнь дана человеку взаймы, и долг придется возвращать (Прем. 15:8).