NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

13:26,27. Совместные трапезы укрепляли социальные связи; гостеприимство способствовало возникновению дружбы между гостями и хозяином (ср. коммент. к 14:1). В этой притче бегущие от уничтожения пытаются напомнить хозяину дома, кто они, но он неоднократно повторяет, что не знает их, и не позволяет войти в свой дом. В ст. 27 цитируется Пс. 6:9 (ср.: 118:115; 138:19), где «делающие беззаконие» — это преследователипсалмопевца, которым Господь воздаст за причиненные тому страдания.

13:28. Евреи считали, что Бог приготовил Свое Царство для Израиля, и надеялисьпо-лучить наследие в нем вместе с патриархами (Авраамом, Исааком и Иаковом) и пророками.

13:29,30. Возможно, Иисус говорит здесь о собирании евреев, рассеянных за пределами Палестины, но в контексте настоящего Евангелия и Книги Деяний (а также параллелей в Мф. 8:11,12) читается мысль болеепоразительная: причастниками Царства станут язычники, которые будут возлежать на мессианском пиру, в то время как многие из уповавших на приглашение не будут туда допущены. Упоминание четырех сторонсвета используется для обозначения того, что народы придут «отовсюду».

13:31-35 Плач отвергнутого Возлюбленного

13:31. Ирод Антипа пользовался в Галилее значительно большей властью, чем высшее духовенство в Иерусалиме; он казнил Иоанна и мог поступить с Иисусом так же. Если бы, однако, Иисус покинул область, находившуюся под юрисдикцией Антипы (что и советовали ему благоразумные фарисеи), Он был бы спасен.

13:32. В древности прозвище «лисица» не всегда означало, что получивший его человек ловок и хитер; напротив, оно характеризовало человека как недостойного клеветника и предателя, отличающегося беспринципностью. Таким образом, Иисус отнюдь не льстит Ироду (ср.: Иез. 13:4).

13:33. Из Ветхого Завета известно, что некоторые пророки погибли мученической смертью, и о таком же уделе многих других пророков сообщает иудаистская традиция. Иисус прозрачно намекает на эту традицию: скоро Он войдет в город, который погубил большинство пророков (т. е. Ему суждено умереть, независимо от участия Ирода). Однако, несмотря на соответствие идеи мученичества иудаистской традиции, слова Иисуса о том, что пророки гибли именно в Иерусалиме, не могли не поразить еврейских слушателей, потому что большинство из них, за исключением ессеев, считали Иерусалим центром еврейского благочестия.

13:34. Согласно иудаистской традиции, еврейский народ защищен Божьими крыльями, и евреи, обращая язычника в иудаизм, приводят его «под крылья Божественного присутствия». В Ветхом Завете Бог такжеизображается как орел, простирающий крылья над своими птенцами (Втор. 32:11; ср.: Исх. 19:4), защищающий Израиль своими крыльями (Пс. 16:8; 35:8; 56:1,2; 60:5; 62:8; 90:4) и устрашающий его врагов (Иер. 49:22). Это только один из ветхозаветных образов любви Бога к Своему народу. Здесь эту божественную роль берет на Себя Иисус.

13:35. Опустошение «дома», вероятно, относится к разрушению храма в 70 г. (ср.: Л к. 21). Иисус цитирует Пс. 117:27, который воспевался в это время года на празднике Пасхи; этот же псалом будет воспеваться народом при вступлении Иисуса в Иерусалим (19:38).

14:1-6 Исцеление в субботу

14:1. Считалось, что совместное вкушение хлеба может положить начало дружеским отношениям между людьми, поэтому предательские и даже просто недружественные мотивы участников совместной трапезы вызывали отвращение у древних читателей. Неприглядность поведения фарисейских начальников усугублялась тем, что это была субботняя трапеза, на которую, по мнению евреев, похвально приглашать известного учителя.

14:2. В древних медицинских текстах подробно описываются симптомы водянки. Поскольку человек, страдавший этой болезнью, находился прямо перед Иисусом, а не в глубине комнаты, это мог быть приглашенный гость.

14:3—6. Знатоки закона не сходились во мнениях относительно допустимости исцеления в субботу; если они молчали, не зная, что ответить, то, вероятно, либо понимали, что не правы, либо настолько плохо знали закон, что не могли отстоять свою позицию. Ессеи запрещали спасать животное в субботу, а фарисеи разрешали. Иисус доказывает Свою правоту, проводя аналогию с принципом, который не вызывал у них возражения, при помощи известного аргумента «насколько же более»; ср.: 13:15,16.

14:7-14 Наставление гостям и хозяевам