NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
14:15-24 Последний пир
Те, кто, казалось бы, непременно получит приглашение на пир в Царстве Божьем, отвергли Бога, и теперь Он имеет полное право пригласить изгоев общества, чье присутствие должно шокировать сильных мира сего.
14:15. Ветхозаветные тексты, отражающие надежды и чаяния еврейского народа (начиная с Ис. 25:6-9), почти всегда представляют "Царство Божье как пир.
14:16. Человек из притчи, который пригласил знатных гостей, занимал более высокое положение в обществе, чем они.
14:17. Приглашения всегда сопровождались просьбой дать ответ; таким образом, эти приглашенные уже подтвердили, что придут.
14:18. Несомненно, этот человек мог осмотреть купленную им землю заранее, даже если он приобрел ее через посредника. Покупатель
должен был оформить сделку надлежащим образом; иногда осмотр участка производился позднее. Но это служило слабым оправданием и наносило серьезное оскорбление достоинству хозяина, который потратил много средств на приготовления к пиру.
14:19. Приобретение пяти пар волов свидетельствует о том, что у этого человека было много земли под вспашку. Следовательно, это был богатый землевладелец, и потому трудно вообразить, что у него не было наемной рабочей силы.
14:20. Женитьба давала отсрочку от военной службы на год (Втор. 20:7; 24:5; ср.: 1 Мак. 3:56), но в данном случае не оправдывала отсутствия на званом ужине, приглашение на который было принято. К свадебным пирам (о котором тут, вероятно, и идет речь; ср.: Мф. 22:2) готовились заблаговременно, а потому этот человек должен был знать, прежде чем принять приглашение, сможет ли он присутствовать на нем,учитывая намечавшуюся у него свадьбу.
14:21—24. Приглашение на пир нищих с улицы было делом неслыханным (см. коммент. к 14:13).
14:25-35 Цена следования за Иисусом
Соответствие требованиям, предъявляемым к ученикам Иисуса (14:7—24), лишало их права оставаться респектабельными членами общества; прежде чем последовать за Иисусом, человек должен был осмелитьсяпренебречь мнением семьи (14:26) и отказаться от всякой собственности (14:33), которая могла помешать ему услышать призыв Бога.
14:25,26. Глагол «возненавидеть» использован здесь как гипербола, обозначающая в семитских языках «любить меньше» (ср.: Мф. 10:37), но это едва ли смягчает оскорбительный характер подобного высказывания в обществе, где почитание родителей считалось главной обязанностью человека, а семья была его великой радостью. Учителя всегда требовали к себе уважения и любви, но только Бог в иудаистской традиции открыто притязал на такую же безраздельную преданность, на какую притязает здесь Иисус (Втор. 6:4,5).
14:27. Осужденный на казнь «нес крест» (т. е. горизонтальную перекладину креста) до места казни, где уже стоял вертикальный столб, на котором он будет распят, проходя сквозь глумящуюся толпу. Никто не может добровольно избрать для себя такой путь, но Иисус призывает верных учеников сделать этот выбор, отрекшись тем самым от прежней жизни во имя служения Ему (14:26).