NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

14:19. Приобретение пяти пар волов свидетельствует о том, что у этого человека было много земли под вспашку. Следовательно, это был богатый землевладелец, и потому трудно вообразить, что у него не было наемной рабочей силы.

14:20. Женитьба давала отсрочку от военной службы на год (Втор. 20:7; 24:5; ср.: 1 Мак. 3:56), но в данном случае не оправдывала отсутствия на званом ужине, приглашение на который было принято. К свадебным пирам (о котором тут, вероятно, и идет речь; ср.: Мф. 22:2) готовились заблаговременно, а потому этот человек должен был знать, прежде чем принять приглашение, сможет ли он присутствовать на нем,учитывая намечавшуюся у него свадьбу.

14:21—24. Приглашение на пир нищих с улицы было делом неслыханным (см. коммент. к 14:13).

14:25-35 Цена следования за Иисусом

Соответствие требованиям, предъявляемым к ученикам Иисуса (14:7—24), лишало их права оставаться респектабельными членами общества; прежде чем последовать за Иисусом, человек должен был осмелитьсяпренебречь мнением семьи (14:26) и отказаться от всякой собственности (14:33), которая могла помешать ему услышать призыв Бога.

14:25,26. Глагол «возненавидеть» использован здесь как гипербола, обозначающая в семитских языках «любить меньше» (ср.: Мф. 10:37), но это едва ли смягчает оскорбительный характер подобного высказывания в обществе, где почитание родителей считалось главной обязанностью человека, а семья была его великой радостью. Учителя всегда требовали к себе уважения и любви, но только Бог в иудаистской традиции открыто притязал на такую же безраздельную преданность, на какую притязает здесь Иисус (Втор. 6:4,5).

14:27. Осужденный на казнь «нес крест» (т. е. горизонтальную перекладину креста) до места казни, где уже стоял вертикальный столб, на котором он будет распят, проходя сквозь глумящуюся толпу. Никто не может добровольно избрать для себя такой путь, но Иисус призывает верных учеников сделать этот выбор, отрекшись тем самым от прежней жизни во имя служения Ему (14:26). 

1

4:28-30. За несколько лет до этого (в 27 г. н.э.) обрушилось плохо сконструированное здание амфитеатра, в результате чего пострадало около 5 тыс. человек. Незавершенные или плохо построенные сооружения были в то время нередки. Однако главное здесь — позор, которым покрыл себя строитель в глазах общества, где честь была навязчивой идеей.

14:31,32. В памяти людей еще была свежа неудачная военная кампания Ирода Анти-пы против соседнего римского вассала, поэтому образ такой непродуманной войны был понятен слушателям Иисуса. Иисусподчеркивает (как и в 14:28-30), что каждый, кто претендует на роль Его ученика, должен осознать, какую цену предстоит за это заплатить (ср.: Прит. 20:18; 24:6).

14:33. У ессеев не было частной собственности, все свое имущество они посвящали общине; некоторые радикальные греческие философы придерживались аналогичных взглядов. Но в целом ранний иудаизм и,даже в большей степени, греко-римское общество, отвергали такой фанатизм; в иудаизме подчеркивалась необходимость благотворительности, но не отказ от собственности. Ученики Иисуса не стали неимущими, но, напротив, совместно с другими владели всем, что имели (Деян. 2:44,45; ср. коммент. к 12:12). Тем не менее это высказывание Иисуса звучит как радикальное учение, поскольку Он заявляет, что тот, кто ценитсобственность больше людей и не желает помогать тем, кто нуждается больше, не может быть Его учеником.

14:34,35. Соль использовалась как пищевая приправа, а иногда (вероятно, не в Палестине) смешивалась с навозом, чтобы сохранить его до внесения в почву в качестве удобрения (хотя соль сама по себе для удобрения почвы не годится). Отсюда вывод: учеников, которые не ведут образ жизни, подобающийученикам Христа, можно сравнить во многом с солью, потерявшей свои свойства: т. е. они ничто.

15:1,2 Дружба с грешниками

15:1. Мытари и грешники были исключены из религиозного сообщества; ср. коммент. к 5:29-32. Притчи (1:15; 13:20; 14:7) предостерегают против времяпрепровождения с грешниками. Но из этого текста ясно, что Иисус оказывает моральное воздействие на грешников, а не наоборот. Многие правоверные евреи настаивали на обсуждении закона при всяком удобном случае, так что никакой ревнитель закона не смог бы предъявить претензий к Иисусу, Который в застольной беседе передает Своим слушателям Слово Божье. См. также коммент. к 14:7.