NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
16:20. В некоторых еврейских "притчах (включая ту, о которой упоминалось в начале этого раздела) герои названы по именам.
16:21. Крошки могли упасть со стола или при разрезании хлеба. Если бы Лазарь смог съесть их, это все равно не утолило бы его голод. Собаки здесь, по-видимому, обычные бродячие псы, которые питались отбросами, и евреи относились к ним так же, как к крысам (так и в "Ветхом Завете, напр.: ЗЦар. 14:11; 16:4; 21:24; 22:38). Они были нечистыми животными и языками лизали его раны.
16:22,23. В иудаизме часто говорится о праведниках, которых уносят ангелы; Иисус щадит Своих слушателей, не рассказывая всем известные истины о нечестивых, которых уносят бесы. Каждый человек, даже беднейший из бедных, должен быть похоронен достойным образом; не быть погребенным считалось страшным несчастьем (напр.: 3 Цар. 14:13). Но Лазарь, который никогда не имел ни богатых родственников,ни покровителей, не был похоронен, тогда как богачу были устроены пышные похороны. Считалось, что истинные израильтяне, и особенно мученики, пребудут в мире ином вместе с Авраамом. Наиболее почетное место на пиру было рядом с хозяином, так что ближайший гость мог склонить голову к нему на грудь.
16:24—26. В еврейской литературе ад часто изображался как пылающее горнило. Богач надеется на милость, потому что он потомок Авраама (см. коммент. к 3:8), но его наказание основано на полном изменении статуса в загробной жизни. Евреи надеялись, что в результате такого изменения праведники, которые подвергались гонениям (особенно израильтяне), будут возвеличены над своими гонителями (особенно язычниками), а добродетельные люди в целом получат великое воздаяние в грядущем мире. Но в этойпритче говорится только об изменении материального положения человека, и эта мысль звучала для большинства слушателей I в. не менее поразительно, как и для современных западных христиан, принадлежащих к среднему классу.
16:27—31. Тех, кто заявляет, что верит в Библию, но не применяет ее принципы в повседневной жизни, не сможет убедить даже "воскресение (Иисус предрекает Свое воскресение). В еврейской литературе такжеподчеркивается моральный долг каждого человека жить в соответствии с полученным светом.
17:1-4 Основа отношений между людьми
17:1,2. Судьба тех, кто склоняет других к греху, предрешена, так же как и тех, о ком говорится в предыдущей "притче; напротив, ученики должны стремиться делать Добро другим. Слово «соблазн», или «каменьпреткновения», часто использовалось метафорически, для обозначения согрешения или отпадения от истины. Мельничный жернов, с помощью которого размалывали зерно и растирали маслины, был очень тяже-
лый; здесь говорится о более тяжелом типе жернова, который вращался с помощью осла, тогда как с легким могла справиться и женщина. Поскольку иудеи рассматривали это наказание как нечто ужасное — то, чтомогут совершить язычники, — оно выглядело еще более отвратительным.
17:3,4. Личное обличение, "покаяние и прощение были основными постулатами еврейского благочестия. Еврейские учителя подвергали сомнению искренность покаяния, если человек намеревался продолжать, но икак знатоки закона, которые исследовали принципы, заложенные в законе, Иисус представляет здесь теоретический случай: если человек искренне кается каждый раз, вы должны простить его.
17:5-10 Вера служителей
17:5,6. В древней еврейской литературе иногда используется образ смоковницы, которая имеет разветвленную корневую систему, прочно удерживающую дерево в земле. Горчичное зерно стало нарицательным для обозначения предельно малого.
17:7-10. У большинства рабовладельцев рабов было немного; одни и те же рабы работали на поле и готовили пищу. У рабов не было возможности выбора, работа была их обязанностью. Господа считали ниже своего достоинства вкушать пищу со своими рабами и никогда не ели вместе со слугами. Смысл данной притчи в том, что вера возрастает, если трудиться над ней, как отдаются работе верные слуги и рабы; назначение веры — служение, вера не является самоцелью.
17:11-19 Благодарный самарянин
17:11,12. Проказа в древние времена была ужасной кожной болезнью (в более широком понимании, чем современная проказа), и по библейским предписаниям прокаженный должен был жить вне общества (Лев. 13:45,46), хотя Библия не заходит так далеко, как многие еврейские учителя, которые причиной проказы считали наказание за грех. Прокаженные, таким образом, были изгоями общества, которых большинствоздоровых людей старались не замечать.